Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Цитатель Хвара


"Улица Московская"

"Русский Гиннесс" - это про Хвара, являющегося советником Президента Международного агентства рекордов и достижений.

Частный музей в частной усадьбе
Специально для «Улицы Московской» главный хранитель Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Лариса Рассказова рассказывает об открытии частного музея-усадьбы Тимофея Грановского в Орловской области, которое состоялось 14 сентября.

В деревне Погорелец Урицкого района Орловской области, в дедовской родовой усадьбе прошло детство российского историка Тимофея Грановского (1813-1855). Туда он любил наведываться, будучи профессором Московского университета.
Тимофей Грановский известен нам как западник, просветитель и блестящий оратор, на лекции которого приходилось выставлять кордон, потому что все желающие его услышать не смогли бы поместиться в аудитории.
Несмотря на довольно раннюю смерть, Тимофей Грановский оказал большое влияние на русскую общественную жизнь, становление русской исторической науки (заложил основы медиевистики).
Деталь: Некрасов, получив известие о его смерти, писал: «Неужели Грановский умер? Ни о ком, кроме Белинского, так не жалел».
Уникально для России
Говорит Лариса Рассказова. «Родовая усадьба Грановских во второй половине XIX в. переходила из рук в руки. После революции от главного дома ничего не осталось, во флигеле какое-то время располагалась школа, но и он впоследствии развалился.
usadba

Руководитель администрации Урицкого района ещё 25 лет назад мечтал увековечить память о Грановском, и на месте разрушенной усадьбы был установлен памятный знак. Остался заросший парк и два спущенных пруда, и статус памятника регионального значения Орловской области.
Наконец, в 2008 г. этот парк и всё, что осталось от усадьбы, приобрёл Виталий Минутко, доктор медицинских наук, психиатр, психотерапевт, руководитель и основатель сети клиник «Психическое здоровье».
За 5 лет он эту усадьбу восстановил и сделал там музей. Он консультировался со специалистами, покупал и реставрировал антикварные вещи, книги. Проект восстановления усадьбы был сделан профессиональным архитектором.
usadba2

Виталий Минутко заново построил разрушенную плотину и почистил пруд, зарыбил его. Восстановил парк, завёл розарий, посадил фруктовый сад, лекарственный огород.
И 14 сентября 2013 г., в год 200-летия Тимофея Грановского, в этой частной усадьбе был открыт частный музей, посвящённый российскому историку. Случай уникальный в масштабах России.
Почему Виталий Минутко решил восстановить имение? Он любитель истории, кроме того, недалеко находится место усадьбы его предков, от которой совсем ничего не осталось.
Зачем? Ему хотелось, по его словам, сохранить память о Грановском и хотелось, чтобы появилось ещё одно культурное место на территории России. Он готов сотрудничать с государством в развитии музея, т. е. «подарить» созданный им музей государству».
Музей готов. Что делать дальше?
usadba3

Лариса Рассказова: «На открытие были приглашены очень интересные люди. Четыре доктора исторических наук: из РГГУ, из Государственного исторического музея, заместитель главного редактора журнала «Наше наследие» Российского фонда культуры.
Были редакторы и сотрудники «Литературной газеты», «Русского Гиннеса», серии ЖЗЛ «Молодой гвардии», журнала «Юный краевед». Была директор Галереи современного искусства «Сосны» при Управлении делами Президента РФ.
После открытия Виталий Минутко собрал круглый стол. Вопрос стоял: что дальше делать?
Как любой профессионал, Виталий Минутко понимает, что музеем должны заниматься профессионалы. Открыть – самое лёгкое. Теперь надо как-то встраивать этот музей в культурную жизнь Орловской области и всей России, ведь Грановский – фигура европейского масштаба.
Насколько я поняла, возникают различные юридические сложности в сотрудничестве государства с частным лицом. Ведь прецедентов ещё не было. Есть законы, предусматривающие частно-государственное партнёрство, об этом тоже говорили во время круглого стола.
Когда обсуждали дальнейшую судьбу усадьбы Грановского, одна американка (русского происхождения) предложила свою помощь в популяризации музея, чтобы студенты, приезжающие по обмену, обязательно посещали это место.
usadba4

Я в своём выступлении сказала (и не я одна так считаю): это хорошо, но не надо надеяться ни на американцев, ни на москвичей. Должен быть местный интерес. Иначе получится, как с нашей Неверкинской картинной галереей, тоже в своё время подаренной Игорем Мануйловым району.
Редкие приезды московских специалистов и их 10 руб. за входные билеты галерею не спасут. Нужно работать с местным населением. Любой музей должен быть встроен, прежде всего, в местную жизнь, тогда он будет дорог людям.
В музее можно и нужно проводить уроки по литературе, истории, краеведению. Можно проводить и свадьбы, и крестины, и народные праздники, и районные мероприятия. Как это делается, например, у нас в музее Куприна в Наровчате, в усадьбе Радищева в Кузнецком районе.
Глава Урицкого района Романов был счастлив, что увековечена память о Грановском. Заинтересованность местной власти – залог успешного развития любого музея.
Я всё время говорю: роза, царица цветов, растёт на навозе, а не в пустыне. А что такое навоз? Продукт жизнедеятельности предыдущих организмов. Если не будет этой подушки, розу не вырастим.
Без связи поколений, без знания собственных корней ничего у нас не будет. Для этого нам и нужны такие удивительные личности, как Виталий Минутко, который создал музей и теперь хочет подарить его государству».
А как у нас
Лариса Рассказова: «Хорошо, что есть люди, которые понимают, что нужно сохранять культурный слой. Один из гостей круглого стола говорил, что мы уже потеряли целое поколение. И я хорошо знаю, что это так. Некоторые из этого потерянного поколения стали чиновниками и жалеют денег на региональную культуру и краеведение, не понимая их значения.
Воспитание дорого стоит. Вкладывая в сохранение и развитие культуры, нельзя ждать сиюминутной выгоды в денежном выражении. У государства денег почему-то всегда не хватает. Меценатов не так много, их скорее мало.
Но уже появляются люди, несколько поколений назад вышедшие из провинции, которые сегодня хотят что-то для провинции сделать. Такие случаи не единичные. И в Пензенской области есть разрушающиеся дворянские усадьбы, признанные памятниками культуры, и есть потомки и меценаты, готовые их восстановить. Сейчас вопрос находится на стадии обсуждения».
Продолжение темы-I
Вот что рассказала на заседании круглого стола Людмила Тюгаева, доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры, директор галереи «Сосны» при Управлении делами Президента РФ. Она родом из Базарного Карабулака Саратовской области, в 100 км от Саратова. Начинала как библиотекарь в родном селе, впоследствии стала руководить клубом в санатории «Сосны» управления делами Совета министров. И она превратила этот клуб в престижную картинную галерею современных художников, с богатым фондом.
Людмила Тюгаева вместе с мужем собирала картины. В 2012 г. они передали в дар Базарному Карабулаку свою коллекцию из 365 отобранных ею работ современных художников.
Район выделил под галерею специально приспособленное двухэтажное здание. Саратовский губернатор заявил на открытии, что туда должна быть проложена незарастающая туристская тропа. И тропа не зарастает: за год существования галерею посетили несколько десятков тысяч туристов, конечно, в основном саратовских. В Базарный Карабулак регулярно привозят на экскурсии школьников.
В штате галереи есть постоянный экскурсовод, выпустили каталог. И пока эта галерея не жалуется на отсутствие интереса. Наоборот, уже не справляется с наплывом посетителей.
Продолжение темы-II
В свете поиска бренда для Пензы интересны заметки Ларисы Рассказовой об Орле.
«Маленький город Орёл (300 тыс. жителей) позиционирует себя как 3-я литературная столица России. В отличие от нашей области, где музеи писателей в основном расположены в районах, у них филиалы литературного музея находятся в самом Орле, потому что в городе сохранились дома, где жили писатели. Кстати, в Орле есть маленький музей Грановского, в основном для специалистов, – флигель дома, в котором Грановские жили зимой.
Недавно в Орле местным бизнесменом был построен огромный комплекс, который называют конгресс-центром. Там есть и пятизвёздочный отель, несколько банкетных и конференц-залов, в одном из которых проходил круглый стол, и спа-салон, и фитнес-центр, и развлечения, и молодёжные кафе, и торговый центр, и пр.
На круглой площади между корпусами гостиницы – белая колоннада. В середине – белая чаша фонтана, а вокруг – фигуры писателей, отлитые из бронзы в полный рост.
Опершись на стул, стоит Андреев. На городской лавочке сидит Бунин (можно присесть рядом). Стоит с ружьём и собакой Тургенев. Фет – в кресле. Есть и Лесков. А надо всеми надпись: «Орёл – третья литературная столица России».
Смотришь – и веришь!»
Автор: Екатерина Куприянова
http://www.ym-penza.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=617:chastnyj-muzej-v-chastnoj-usadbe&Itemid=278

Добавлена 31.10.2013 в 18:41:14

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript