Фотодело №04-2006 Апрель
http://ostashkov.net/readarticle.php?article_id=374. Фото. Оно есть в www.hvar.ru/Фото/Алый парус...
Снимая в компании знакомых или друзей, мы даже не думаем о том, что со временем эти простенькие снимки могут приобрести огромную ценность! А какой она может быть, я вам расскажу.
Середина 70-х. Сидят рядом двое – девушка и парень. Кто они такие? О девушке я не знаю ничего, а имя парня через двадцать лет узнает вся страна. Но имя я назову позже, потому что сейчас надо объяснить, где и как это снято.
В то время при газете «Комсомольская правда» корреспонденты Валерий Хилтунен и Ольга Мариничева создали подростковый коммунарский клуб при страничке «Алый парус» – помните такую? Клуб назвали «Комбриг», или еще – «Ребячьи комиссары». Одна из задач этого клуба – собрать в «Комсомолке» людей, которые внутренне были не удовлетворены окружающей жизнью и пытались использовать иные методы развития личности. В основе этих методов лежали наработки так называемого коммунарского движения, которое с конца 50-х годов существовало в СССР. Это было неформальное педагогическое движение, основанное на экспериментальных методиках, выработанных доцентом Ленинградского института педагогики и психологии им. А.И. Герцена Игорем Ивановым и внедренных в практику в Ленинграде Фаиной Шапиро. В 60-е годы это движение распространилось почти на всю страну. Пропагандистом коммунарских идей был известный писатель и педагог Симон Соловейчик. Однако к концу 60-х в коммунарстве руководство страны увидело фактически соперника (а возможно, и могильщика!) ВЛКСМ, и движение было запрещено. Вернее, стало существовать на полулегальном положении.
Одной из структур коммунарского движения и был клуб «Комбриг». Корреспонденты через «Комсомольскую правду» в статьях и через сборы, которые организовывались в различных школах, как в Москве, так и в стране, несли идеи коммунарства, элементы педагогики творчества, групповой психотерапии. Одной из задач школьных сборов было раскрепощение подростков: попытка показать им, что жизнь внутри школы может быть намного интересней, чем была на самом деле!
Директоров школ живо интересовало создание единого дружного коллектива по вертикали – от младших до старших классов. А это могло произойти, и происходило, в течение одного сбора, продолжавшегося как правило три дня. Это был своеобразный тренинг по превращению зашоренных детей в живых.
Так получилось, что я, тогда студент МАИ, случайно познакомился с ними. Больше года я был на различных сборах, как внутри самого «Комбрига», так и в обычных школах. Меня и мой «Зенит» уже воспринимали как одно целое, я мог стоять рядом с человеком и снимать в упор – никто и внимания не обращал.
Так я сделал и этот снимок на одном из внутренних сборов. В снимке нет ни капли постановки. У меня до сих пор сохранилось то чувство невидимки среди людей. Приятное, редкое у фотографа. Обычно, когда замечают, что снимаешь, начинается «Художественный театр»…
Эта фотография была напечатана в 80-е годы в газете «МК». Но еще одно, в какой-то мере историческое значение, она приобрела через двадцать с лишним лет.
Сейчас я уже не помню, кто эта девушка. А парнишка – Валя Юмашев. Будущий журналист «Огонька», в 1991–1995 годах заместитель главного редактора, а в 1995 – 1996 – главный редактор этого журнала. Он был соавтором Бориса Ельцина по двум книгам: «Исповедь на заданную тему» и «Записки президента», его советником.
Из статьи Юрия Гейко и Ольги Кучкиной.
Ноябрь 1998 года.
«Капитан» «Алого паруса»
Он пришел в нашу газету – сперва в качестве курьера – полуподростком в 76-м. Ему было 19 лет, но выглядел он гораздо моложе. Года три как из Перми, в которой родился, и месяца за три до армии, в которой прослужил от звонка до звонка. Его прошлое покрыто туманом. В нем – мать, что вроде бы работала уборщицей в Доме творчества писателей в Переделкине, и отец, который не жил с ними. Говорили, что фамилия отца широко известна в мире искусств. Валька от него отрекся, никогда о нем не упоминал и носил фамилию матери. Еще из прошлого: Валька всегда был беден, как церковная мышь, ходил в сильно потертых джинсах и поношенных свитерах, и как-то раз Солженицын, живший там же, в Переделкине, увидев обтрепанного парнишку, подарил ему кожушок. Что тут легенда, что быль – трудно сказать. Во всяком случае, своеобразная параллель с пушкинским «заячьим тулупчиком», подаренным Гриневым Емельке Пугачеву, напрашивалась».
Валентин Юмашев на момент выхода статьи, выдержка из которой приведена выше, – руководитель Администрации главы государства.
Иногда старые фотографии имеют продолжение… Берегите свои снимки.
Опубликовал шишкин 16.03.2007 · 0 Комментариев · 192 Прочтений
Письмо авторам
|