Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Цитатель Хвара


В.Акуленко.

http://video-international.ru/?p=27

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР.
11.11.2008

СКАЗКИ ДЯДЮШКИ ХИЛА.

Размышления о профессии журналиста, о том, что сегодня представляет собой журналистика, начатые газетой в публикациях за 7 и 19 июня, продолжает в беседе с нашим корреспондентом бывший петрозаводчанин, теперь москвич, один из ведущих программы “Времечко” Авторского телевидения на канале ТВЦ Валерий ХИЛТУНЕН.

Из досье “СК”.

Валерий Рудольфович Хилтунен.

Год рождения: 1951.

Место рождения: Москва, общежитие МГУ.

В 1969-м с золотой медалью окончил девятую среднюю школу Петрозаводска. Собственный корреспондент клуба старшеклассников “Товарищ” при молодежной газете “Комсомолец”.

Победитель конкурса для абитуриентов “Проходной балл”, по итогам которого был зачислен на факультет журналистики МГУ.

В 1970 году студент второго курса журфака принят в штат “Комсомольской правды” корреспондентом. Через несколько лет — редактор отдела науки, школ и вузов в “Комсомолке”. Ведущий страницы для старшеклассников “Алый парус” в “КП”.

Автор 500 статей и очерков, нескольких книг о новаторской педагогике. Отец четверых детей.

С мая 2001 года — журналист Авторского телевидения, один из ведущих программы “Времечко”, автор сюжетов “Сказки дядюшки Хила” на канале ТВЦ.

Мой собеседник из тех людей, про которых иногда шутливо, но уважительно говорят, что они — “со своими тараканами в голове”. За что берутся, делают свежо, нескучно, с умом.

Мой собеседник — человек, знакомый с юности. Но мало ли у нас знакомых, даже родственников, с которыми мы только здороваемся, а дальше не о чем говорить. С Хилом (так его зовут друзья и коллеги) всегда есть о чем поговорить.

— Ты неожиданно сменил перо на телекамеру. Нечасто такое бывает с нашим братом в середине жизни. Как правило, в журналистике пишущий — пишет, говорящий — говорит, снимающий — снимает… Тебя еще помнят по “Комсомолке”, читают в других изданиях… Почему решил “переселиться” от письменного стола на телеэкран?

— Начнем с того, что попасть на ТВ, чтобы претендовать там на свою программу, свое, пусть крошечное время в эфире, мне казалось пустой затеей. Последние годы я несколько раз старался примериться к авторским программам, много заявок моих лежало на АТВ (Авторское телевидение), всяких и разных. Не выходило. К тому же мне внушали люди со стороны, что надо хорошо заплатить. “Пилотные” 35 тысяч долларов и столько же в “черном конверте” — отдать кому-то. Понимал, что можно с помощью спонсоров собрать любые деньги на любые программы, но процедура “черного конверта” для меня невыносима.

И вот, не заплатив никому ни копейки, попал в компанию АТВ, стал одним из ведущих “Времечка” и как-то без особого труда получил целых две минуты эфирного времени для своих “Сказок”. Оказывается, и так бывает. Ну, раз это бывает, решил стать еще и АРАПом — агентом по раскрутке авторских программ. Был арап Петра Великого. А я хотел бы стать арапом всякого, кто захочет сделать для эфира что-то такое, чего еще не было.

— Однако твое стремительное внедрение в спаянную авторскую команду “Времечка” похоже на еще одну сказку про Золушку. Помню твое столь же стремительное внедрение в спаянную команду “Комсомолки” восьмидесятых. Сутулый паренек из провинциального для москвичей Петрозаводска взлетел, как ястребок, с первого же материала. И пошел “петь свою песню” неожиданно для многих уверенным голосом. Тогда разглядели и теперь приметили? Как ты все-таки прорвался в телевизионное пространство? Наверное, президент телекомпании АТВ Анатолий Малкин припомнил безумно фантазировавшего на страницах “Алого паруса” в “Комсомолке” доброго чудака Валерия Хилтунена?

— Может быть, и припомнил. Но позвал только в мае этого года.

В очередной раз выбравшись в Москву с хутора в Финляндии (там я теперь поселился с детьми в своем доме), зашел по старой памяти в пресс-клуб на РТР, где частенько выступал по субботам: приглашали. Ну, выступил и на этот раз. Потом подошел ко мне Анатолий Малкин и спросил, глядя на меня в упор: “А чего ты не ведешь “Времечко”?”.

Так и попал я в компанию Авторского телевидения — людей своеобразных. Если смотришь “Времечко”, то видела Феклу Толстую, правнучку Льва Николаевича Толстого; Диму Быкова — тоже типаж; Яну Поплавскую, вошедшую в историю тем, что в детстве сыграла в кино незабываемую Красную Шапочку; тамошнего зубра Игоря Василькова, который уже десять лет в прямом эфире;

Мишу Кожухова, который был пресс-секретарем у Владимира Путина. В команде АТВ — ведущий “Ночного полета” Андрей Максимов, с ним вместе работали в “Комсомолке”; неутомимый “шоумен” Матвей Гонопольский; бывший главный редактор “Независимой газеты” Виталий Третьяков и другие живые и яркие люди. Душа этой компании — Андрей Малкин и главный редактор Кира Прошутинская, начинавшие свое телевидение с пресс-клуба на РТР. Теперь АТВ — инкубатор по выпуску авторских программ для всех отечественных каналов.

— Валера, многие спорят, что лучше: государственная или частная компания, частная или государственная газета?

— Я вот так сейчас понимаю. Есть Малкин и Прошутинская в частной компании — это и есть АТВ. Если бы на их месте были другие люди, и если бы они вышли из-под крыла Валерия Иванова, который в свое время собрал “молодежку” на ЦТ, где были Листьев, Любимов и другие, где были “А ну-ка, девушки!”, “КВН” и т. д., и если бы он вырастил этих людей в группу, то нас не было бы. Была бы та компания, частная или нечастная — дело второе.

— Есть у АТВ что-то общее по духу с “Комсомолкой” восьмидесятых…

— Думаю, потому я там и оказался. Судьба.

Помнишь, наверное, комсомолкины гуманные акции: шефство над юными дарованиями из глубинки, рассказ о собаке, которая много месяцев ждала в аэропорту своего хозяина, репортажи о таежных затворниках и другие? Умение найти необычное где угодно, помочь конкретным людям немедленно, а не в “ближайшем будущем”, поставить все с ног на голову, чтобы получилось не смешно, но весело, и прочее в этом роде — для меня это родная среда.

В одном из первых моих эфиров был такой сюжет: приехала в Москву женщина с дочкой, устроить ее в больницу на операцию. Но оказалась на вокзале с умирающей девочкой на руках никому не нужная. Ей обещали деньги на операцию девочки, но спонсоры обманули. С вокзала эта женщина в отчаянии стала звонить по всем телефонам. Дозвонилась до “Времечка”. Я подумал, что надо ее утешить: что поделаешь, всем не поможешь, всех не накормишь и не обогреешь. Набрали по бегущей строке телефон, по которому можно позвонить, пустили это дело в эфир. И что ты думаешь — через несколько минут 1000 долларов, которые требовались для спасения жизни больной девочки, были собраны.

Тогда я понял: есть что-то у телевидения такое, чего у бумажной прессы нет. Думаю сегодня ТВ — это особая статья жизни.

И я подумал, что ТВ сегодня может сыграть уникальную роль, что-то сделать с этим безумным миром, налить какого-то бальзама, с помощью которого можно было бы примирить разных людей…

— Ты думаешь, что у АТВ есть такая цель в подсознании?

— На АТВ есть такая стена, она до пятого этажа высотой и вся испещрена автографами людей, которые туда приходили.

Интересно, что это спектр совсем разных людей, но “знаковых”, очень живых по своему складу: Лужков, Жириновский, Шандыбин, академики, писатели, политики, известные артисты… Тысячи людей, многие из которых говорили, что на АТВ чувствовали себя в своей тарелке, им здесь было хорошо… Вот потому-то я туда и “поперся”. И потом я думал, что все издержки, которые я приобрету на телевидении, стоят того. Можно потерпеть и безумные головные боли после каждого прямого эфира и пульс, как после парашютного прыжка. И разные реплики знакомых со всех сторон: “Как ты мог опуститься до того, чтобы так стебаться?”, “У тебя не хватает иронии, ты сидишь такой скучный…”.

— Шесть главных каналов российского телевидения сотни часов выбрасывают на нас потоки своей продукции. Ты считаешь, можно сделать так, чтобы в них было меньше мути?

— Ну, если один человек, ничего в этом не понимающий, отвоевал себе две минуты своих “Сказок” в “знаковом” канале, у которого аудитория в 89 миллионов телезрителей, то еще как можно.

АТВ эти десять-пятнадцать лет шурум-бурума в стране выдержало. Кто-то в СМИ сломался совсем, кто скурвился, кто стал чернушным или желтым… Эта же компания никогда не занималась полной чернухой, даже в самые черные моменты последнего десятилетия.

Вообще, мне кажется, что российское телевидение сейчас самое интересное в мире. Но оно оказалось в трагическом разрыве с жизнью. Так вышло, что все эти рейтинги, реклама сделали касту людей, живущих обособленно. Проповедникам, проповедующим что-то народу и получающим по 6 тысяч долларов в месяц (есть люди на ТВ, получающие намного больше), не понять, о чем думает в Усть-Ордынском округе Бурятии женщина, получающая 620 рублей в месяц. Статистика говорит, что этот разрыв в уровнях жизни уменьшается…

— А как с этим на АТВ?

— Это компания, где быть рвачом — дурной тон. Деньгами здесь не козыряют. И не унижают. Творчество — ценят. Разговоры на летучках, планерках, разных сабантуях идут по существу дела, по стилю, по речи. В чести — идея, может быть, странная и сумасшедшая на первый взгляд, но идея — для “мозгового штурма”, где два противоборствующих начала аргументированно, корректно отстаивают свою точку зрения, вместе ищется оптимальный вариант. Идет выщелкивание разных сюжетов, решаем, что из этого может получиться. Здесь главный страх: как бы не украли у тебя. Все это происходит на “кухне” (в ресторане АТВ) с сотрудниками и с теми, кто приходит к нам по пригласительным листовкам, которые мы по утрам расклеиваем по Москве.

— То есть, человек, имеющий свою авторскую программу, не может быть идиотом или злодеем, грубо говоря?

— Лучше думать “неправильно”, чем не думать вообще. Просто “грамотно и профессионально делать свое дело” — не АТВ. Этотго мало. И лично на меня такое представление о нашей профессии нагоняет тоску и зевоту.

— Это же один из принципов той “Комсомолки”, тираж которой вошел в книгу рекордов Гиннесса в восьмидесятые годы. Ты, конечно, помнишь, прочувствовал.

Из твоих нехилых “Сказок дядюшки Хила” (правда, далеко не все удалось послушать) запомнилась про питерского ученого, отдавшего все 60 тысяч томов своей личной библиотеки детскому центру в Петербурге. Ученый и его домочадцы сами записались в эту библиотеку. Как ты находишь таких людей? Или на ловца…?

— Вот и в Петрозаводске нашел героя для очередной “Сказки”. Не скажу, кого. Послушай уж, пожалуйста, во “Времечке”.

— Где находится телекомпания?

— В центре Москвы, в Казачьем переулке, в добротном, красивом, но очень тесном здании. Невысоком, без лифта. В нем носится по этажам, главным образом, сам президент… Конечно, исключительно с творческими позывами. Наш Анатолий Григорьевич Малкин, кстати говоря, член комиссии по премии “Тэффи”.

Отвечу на твой немой укор-вопрос. Пишущий журналист еще чем ценен — он может довольно легко переквалифицироваться в радийного и телевизионного. Стать газетчиком, например, радийщику — сложнее. Таких примеров не помню. Умеющий писать, а следовательно, и думать — как журналист более универсален.

Это ни хорошо, ни плохо. Просто это так. Не испытывал особого страха перед чистым листом бумаги, но уж зато перед эфиром, да еще прямым, бьет дрожь, хотя на экране мы кажемся свободными и раскованными. Я преодолел один из сильных своих страхов, поскольку прежде никогда не представлял себя в роли говорящего манекена, которому перед эфиром выливают на голову килограмм лака и “упаковывают” в фирменный пиджак от “Версаче”. Меня никто абсолютно не узнавал, даже мама родная, даже я сам себя.

— Чем все же хороша газета: нет этих страхов, и в любой момент взял и почитал. Правда?

— Раньше тоже так говорил. На АТВ я нашел то, что искал и не находил после “Комсомолки”. Здесь мне дали карт-бланш, разрешили делать все, что умею и что хочу.

Один из моих будущих проектов — всероссийское справочное бюро жалоб. Идея очень простая. Во “Времечко” звонят сотни людей, не все дозваниваются. Есть другой способ: ты находишь ближайшую компьтерную точку, “набиваешь” (сам или с чьей-то помощью) на компьтере свою жалобу, направляешь на сайт ATV. ru.

Мне сказали, что так не получится. Не поленился, съездил в подмосковное село Борисовка, где ребята в каждом почти доме, в каждом сарае поставили компьютер. Там теперь каждая неграмотная бабушка может заказывать все, что ей надо: платить коммунальные платежи, жаловаться, не выходя их этого сарая, деревенский программист ее обслужит… Все это придумали старшеклассники одной сельской школы. А сколько их в России!

Есть же и указ президента о создании на каждом почтовом отделении своей интернет-точки. Сама машина отправит жалобу по нужному адресу. Прибавится работенки чиновникам.

Знаешь, все мои скитания после “Комсомолки” приучили к тому, что надо смотреть на мир зажмурившись, внешнее в голову не брать. Не ограничивать себя маленьким выверенным пространством. Не бояться шагнуть в новое, не слушая неодобрительных шепотков, что оно вредное, дорогостоящее и может тебя сломать. Оно, это незнакомое пространство, может быть, оттого вредным и становится, что его боятся.

— Так и хочется подытожить нашу беседу одним из афоризмов “Времечка”. Самые удачные как раз и не припомню. Ну, вот этот ничего: “Да здравствует наше прошлое — светлое будущее всего человечества”.

Валентина АКУЛЕНКО

Добавлена 22.03.2009 в 01:43:53

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Вкралась неточность  - школу Хвар закончил в 1968-м. :)



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript