Лидеры образования. (В.В.Шахиджанян вроде бы)
Источник: Лидеры образования Дата выпуска: 01.01.2003 Номер выпуска: 1 Заглавие: Полоса n01_200301
«Лидеры образования» | январь | 2003
Оригинал файла в PDF (48kb) Там симины фотки.
http://aafnet.integrum.ru/Artefact3/ia/ia5.aspx/eNMycH2R/3901/ldedu_D20030101_N1_L2005051303255121_A001.htm
http://aafnet.integrum.ru/Artefact3/ia/ia5.aspx/eNMycH2R/3901/ldedu_D20030101_N1_L2005051303255121_A002.htm
http://aafnet.integrum.ru/Artefact3/ia/ia5.aspx/eNMycH2R/3901/ldedu_D20030101_N1_L2005051303255121_A003.htm
СКАЗОЧНЫЙ РЕАЛИСТ
Соловейчик. Несерьезная фамилия, похожая на псевдоним юмориста. Я часто представляю (скорее, вижу, ощущаю) Симона Львовича Соловейчика идущим по пустынным улицам больших и малых городов. Я знаю, что его нет. Он умер в 1996 году, ему было 66 лет. Но он остался. Я нередко слышу его голос - мягкий и спокойный, когда он рассказывает о лучших педагогах, резкий и взволнованный, когда он говорит о чиновниках, которые никак не могут помочь учителям, горестный и тихий, когда он вспоминает ушедших друзей и единомышленников. Сима. Так звали его близкие. Вот он идет по городу… Он редко сидел: дома, в кабинете, в гостях… Все время двигался, ходил торопливой походкой. Спешил и вечно не успевал. Дождь. У него промокли старые ботинки, потемнело от воды потертое пальто. Он идет, вскинув голову, на ветру развеваются его мокрые волосы (не помню его с хорошо причесанной головой), он нервно курит (бросил за несколько лет до смерти, а так смолил невероятно!). Он идет, не обращая внимания на то, что попадает в лужи. Он умел удивляться, и этим был похож на Ганса Христиана Андерсена. Но в отличие от гениального сказочника Симон Львович был гениальным реалистом. Тем печальней, что если опросить 70 миллионов взрослого населения нашей страны, то на вопрос, знаете ли вы Симона Львовича Соловейчика, утвердительно ответят не более 1-2 процентов. А может быть, и меньше. Но даже на тех, кто никогда о нем не слышал, Симон Львович Соловейчик повлиял положительно. Попробую это доказать.
Симон Львович Соловейчик. Открыл Сухомлинского и многих педагогов-новаторов, свою теорию «Учение с увлечением», прочел тысячи лекций, провел сотни семинаров, опубликовал несчетное количество статей в периодике, организовал движение «Педагогика сотрудничества». Поддерживал прогрессивных ученых, провел несколько педагогических опытов в пионерском лагере «Маяк», собрал и сплотил интересных литераторов, журналистов, ученых, сделав их своими единомышленниками, воспитал троих замечательных детей, выпустил более 20 книг миллионными тиражами, создал уникальную газету «Первое сентября» с приложениями по многим предметам
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
В 60-е годы у журнала «Пионер» был большой тираж. Его с интересом читали дети и взрослые. Они не просто пролистывали его страницы, а вчитывались в каждую строчку рубрики «Учение с увлечением», не обращая внимания на то, кто автор публикации. Спустя годы несколькими изданиями вышла книга С. Соловейчика «Учение с увлечением» - огромный вклад в педагогику. Если угодно, открытие в педагогике, имеющее практическое применение.
Из моей личной библиотеки все время пропадает сборник очерков Симона Львовича о лучших учителях "Час ученичества" Кто-то берет почитать и не возвращает. Я знаю, почему. Взяв у меня, читают сами и отдают тем, кто просит почитать. Так около ста экземпляров «Часа ученичества» разошлось из моего дома
Сколько мальчишек и девчонок, которым сегодня по 40 - 50 лет, стремились учиться с увлечением? А теперь помогают делать это своим детям. Думаю, несколько сотен тысяч. Ведь если учиться с увлечением, то лучше все запомнишь, будет интереснее жить и не так тоскливо ходить в нелюбимую школу. У газеты «Комсомольская правда» тоже был миллионный тираж. Лучшим подразделением в газете по праву считался «Отдел школ, вузов и науки». В нем около двадцати лет проработал Симон Львович Соловейчик. Там же трудились журналисты, внесшие большой вклад в развитие отечественной педагогики. На страницах «КП» защищались права школьника, поддерживались передовые учителя, велась борьба с бюрократами от образования. Любовь Иванова, Елена Брускова, Инна Руденко, Иван Зюзюкин, Зоя Крылова, Татьяна Снегирева, Татьяна Яковлева, Валерий Хилтунен, Юрий Щекочихин, Алексей Ивкин все они считают себя учениками Симона Львовича Соловейчика. Формальный начальник С. Соловейчика Любовь Михайловна Иванова призналась мне, что и она постоянно училась у него. Вместе с Алексеем Ивкиным (тогда Алексею было 16 лет, ныне он один из ведущих сотрудников в солидном издании) Симон Львович придумал газету в газете - «Алый парус», где отстаивались права детей на самостоятельность постоянно искали (и находили) талантливых подростков. На страницах «КП» С.Л. Соловейчик опубликовал серию статей о педагогах-новаторах - Викторе Шаталове, Софье Лысенковой, Василии Сухомлинском, Евгении Ильине, Шалве Амонашвили и др. Симон Львович полностью соглашался с Евгением Ильиным, который утверждал: «Мир будут менять не политики. Мир будем менять мы - учителя».Подлинная педагогика - это всегда открытие. Чужой опыт повторить нельзя, но им можно воспользоваться. Так родилась педагогика сотрудничества. Методикой преподавателей-новаторов старались воспользоваться тысячи учителей. У каждого учителя сотни учеников. Вот и посчитайте, на скольких же людей прямо или косвенно оказал влияние Симон Львович Соловейчик. Учитель по сути своей не честолюбив, не тщеславен. Думаю, мы до сих пор еще не оценили и не поняли всего влияния Симона Львовича Соловейчика на нашу жизнь. Не сомневаюсь, пройдет время, и выпустят его собрание сочинений, которое станет настольной книгой для каждого учителя и родителя. Туда войдет исследование, которое он проводил много лет, пытаясь создать правила педагогики, которая поможет воспитать сердце, дух, ум, понимая цель, условия и средства воспитания. Соловейчик описал, как можно воспитывать общением, сотрудничеством, сотворчеством. Об этом и его книга «Педагогика для всех».
ПЕЧАЛЬНЫЙ ОДНОЛЮБ Миллионы телезрителей присаживались к надоевшему ящику, чтобы послушать Симона Львовича, егорассуждения о воспитании, его советы, рекомендации. Да, конечно, он был оптимистом. Играл с детьми и расслаблялся. Встречался с друзьями и отходил от грустного. Шел в консерваторию и, погружаясь в музыку, временно забывал о невзгодах. Он любил жизнь, боготворил учителей и понимал детей. К сожалению, многие его не понимали. А сколько раз Симона Львовича нагло обманывали чиновники, которые вели себя по отношению к нему подло. При встрече обещали помочь, а как только за Соловейчиком закрывалась дверь, звонили главным редакторам и приказывали: Соловейчика не печатать, имя его не упоминать, контакты не поддерживать Такой звонок (не оставляющий следов) из отдела науки, школ и вузов ЦК КПСС немедленно принимался к исполнению
Но казалось, это не мешало Симону Львовичу писать, создавать, делать. Да, не благодаря; да, вопреки. Академия педагогических наук, педагогическая пресса, нередко соответствующие отделы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ травили Соловейчика. Одни потому что получали распоряжения запрещать, не пущать, критиковать, изничтожать. Другие - по собственной инициативе. По пять-шесть лет лежали в издательствах рукописи его книг. Была дана команда: повременить с выпуском. Такая участь постигла книгу о Фрунзенской коммуне и о человеке, создавшем эту коммуну, - Фаине Яковлевне Шапиро. Рукопись подолгу лежала в «Московском рабочем», «Советском писателе», Политиздате. Симон Львович Соловейчик раздражал официальную педагогику. Кто он такой? Публицист, журналист? Где кандидатская или докторская диссертация? Где серьезные исследования? Какое он имеет право замахиваться на официальную педагогику, утвержденную ЦК КПСС? Что он там выдумывает и предлагает? Как это может быть детей надо хвалить и нельзя ругать? Индивидуальное? У нас - коллективное! Мировоззрение ребенка? У нас единое мировоззрение - марксистско-ленинское! А он продолжал любить школу, детей, родителей и учителей. Читал лекции,выпускал книги, а сам бедствовал. Некоторое время нигде не служил. Имея большую семью - жену и троих детей, не получал зарплаты.Но жил! Писал в стол. Охотно откликался на предложения выступить в Доме учителя. Я бывал на его лекциях, где он вел взволнованный разговор о месте учителя в этой жизни, о том, как полюбить самого отпетого ученика и как важно - любить свое дело и не изменять ему.Он был добр и честен. Если что-то обещал, то всегда выполнял и помнил об этом. Превосходно знал классическую музыку. Отдыхал в консерватории. Великолепно писал о музыке. Его репортажами с одного из конкурсов имени П.И. Чайковского зачитывалась вся Москва. Ему всегда было интересно учиться. А сам он каждый год, выступая перед моими студентами на факультете журналистики МГУ, мог говорить с ними по три-четыре, а иногда и по шесть часов. Он обладал даром внушения. Любая фраза, произносимая им, имела неповторимый оттенок, становилась особой. Запоминалась с первого раза.Ему всегда было интересноОн никогда не изменял себе.
Он родил педагогику сотрудничества, открыл многие аспекты взаимоотношений учителя и ученика, родителя и ребенка.
Он говорил с особой интонацией, влюбленно, веря в то, что произносил. Сам жил по законам добра и справедливости. Он был закален неудачами и терпеливо ждал. Не получается сегодня - получится завтра. Не давали работать в Москве, поехал на три года в Барнаул. Уже будучи знаменитым и признанным, продолжал ютиться в крошечной квартире у ВДНХ. Там просто повернуться негде было. И в этой же квартире помимо жены и детей еще всегда жил кто-то из родственников или друзей. С огромным трудом ему удалось получить трехкомнатную квартиру.
«ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» Вместе с Владимиром Матвеевым он создал новую хоть и с прежним названием «Учительскую газету». А потом назначили нового главного редатора, старых сотрудников вытеснили, и он создал свою педагогическую газету - «Первое сентября». Один девиз этого издания лучше всего говорит о его направленности и программе «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики». Симон Львович дачи не построил, машины не купил, в модной одежде не щеголял. Он романтик, но одновременно и прагматик. Газету сумел организовать и дело поставил превосходно. А ее появление - это взрыв в педагогике. Все интересное, спорное появлялось на страницах нового издания. Газета объединила вокруг себя единомышленников и стала явлением в нашей жизни. О том, как рождалось газета, как была на грани развала (по финансовым причинам), можно написать роман. Но она выстояла и выходит сегодня, после смерти Симона Львовича Соловейчика. Дело продолжает его сын - Артем Симонович Соловейчик.Кто же он, Симон Львович Соловейчик? Писатель, журналист, общественный деятель? Да. Но прежде всего, он педагог, который учился у лучших учителей и потом передавал эти знания другим. Он и ученый - он сделал немало открытий. Именно в педагогике. Он родил педагогику сотрудничества, открыл многие аспекты взаимоотношений учителя и ученика, родителя и ребенка. Занимался ли он воспитанием собственных детей? Не успевал. Но его сын Артем рассказывал мне: - Ложусь спать и вижу: пробивается полоска света из-под двери комнаты отца. Просыпаюсь и снова вижу эту полоску. Это полоска света меня больше всего и воспитывала. Потом Соловейчик написал целую статью о том, как воспитывает этот свет, о том, что самое убедительное это личный пример, о том, как, не говоря с детьми о взаимопонимании, его достичь. Для всех нас сегодня книги Симона Львовича - не полоска света, а сильный и яркий луч, помогающий каждому понять школу, детей, себя, жизнь.
Письмо авторам
|