Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Поляковский


300 спартанцев. Новая версия

В.Т.Поляковский
Разгадка тайн подвига трехсот спартанцев
как хорошей аллегории исчезновения изначального календаря, приписываемого т.н. древнему Риму и ключ к разгадке истории т.н. древней Греции, и то, как это событие проливает свет на становление календарей и хронологии

Аббревиатуры:
ВО– вероятный оригинал (вероятные оригиналы)
РХ – Рождество Христово
ТИ ̶ традиционная история
ЭО ̶ эра Олимпиад

Дорогие читатели, доброе время суток !
Эту статью хочется посвятить разгадке одной очень интересной тайны т.н. Древнего Мира в целом, в частности, т.н. Древней Греции. Гибель трехсот спартанцев в Фермопильском сражении, приписываемая 480 г. до н. э.: может ли за это легендой стоять красивая аллегория?
Поступим канонически: изложим традиционный материал с отдельными замечаниями, а затем изложим свою версию реконструкции. И покажем, что за нею стоит.

1. Изложение традиционного материала
с отдельными замечаниями и примечаниями
Напомним основные моменты этого занятного события. Для конкретности, согласно материалу «Реальная история 300 спартанцев и Фермопильского сражения» ([1]).
«Сражение при Фермопилах (Η μάχη των Θερμοπυλών, как это звучит по-гречески, или просто Η μάχη των Θερμο-πυλών, битва при термо-заслонке, термо-границе - ВП) — это одно из ключевых сражений греко-персидских войн…»
Напомним, что т.н. греко-персидские войны (по ТИ 500—449 годы до н. э., с перерывами) — военные конфликты между т.н. Ахеменидской Персией и т.н. греческими городами-государствами. Согласно википедии, «Греко-персидские войны иногда называют Персидскими войнами, и выражение это обычно относится к походам персов на Балканский полуостров в 490 году до н. э. и в 480—479 годах до н. э.». ([2]).
Помня, что вся хронология т.н. Древней Греции описывается эрой Олимпиад (далее ̶ ЭО), сразу же запишем все упомянутые даты в этой эре. Получится, что период всех войн охватывает годы (776-500 — 776-449) = 276 — 327 по эре Олимпиад т.н. походы персов на Балканский полуостров состоялись в году 286 и в годах 296-297 годах этой эры.
Что касается числа 286, то хронологические ассоциации вызывают мысли о его взаимосвязи с числом 284. С этим числом удивительно связан метонов цикл, с одной стороны, и, с другой стороны, именно им описывается разность между эрой Дилоклетиана и эрой от РХ, или новой эрой*. А как мы видим здесь, этим годом в ЭО описывается первый поход персов на Балканский полуостров.
* ̶ более подробно ̶ в работе автора этих строк «О разгадке тайн иудейского летосчисления. Вторая версия статьи» ([3])
Что касается филологии, то здесь ассоциации выражения «Ахеменидская Персия» могли бы быть вот какими. Слов «Персия» могла легко быть получено как несколько измененное латинское “Pars”, или страна, а слово «Ахеменидская» («Achaemenid») могло быть связано с простой игры слов, связанной с изменением гласной в корне, тогда вышла бы на поверхность взаимосвязь:

«Achaemenid» <=> «A-chaemenid» <=> «A-chamenid»,
а последнее слово «A-chamenid» могло бы дать ассоциацию «A-cham», то есть «Против Хама», ибо приставка «а-» в латинских словах означает отрицание, а выражение «Ахеменидская Персия» в целом дало бы ассоциацию на страну, борющуюся с хамством. Конкретная географическая ассоциация именно на этом этапе наших рассуждений пока необязательна. Как кажется автору этих строк, для начала весьма неплохо.
Что касается Греции, то для нее были характерны две группы названий. Первая из них была связана со словом латинского происхождения, с вариациями типа «Grace», «Greece», т.е. буквально «благоденствие», «благодарность» и другие оттенки позитива, и вторая была связана со словом «Ellada», однокоренным с самоназванием самих греков. Согласно статье под названием «Эллада», размещенной на хостинге livejournal.com ([4]), нарицательно это имело два смысла: «воины» и «среди камней». Продолжив филологические игры, можно получить что-то типа «воины среди камней», «воины страны камней» и т.д. Кроме того, некая Великая Греция приписывается Южной Италии.
Вернемся к «Реальной истории 300 спартанцев и Фермопильского сражения» ([1]). «Персидский царь Ксеркс собрал огромное войско, чтобы … покорить греческие города-государства. По оценкам современных исследователей, численность персидского войска, состоявшего на самом деле из представителей множества разных народов, была в диапазоне от 80 до 250 тысяч. При этом древнегреческий историк Геродот пишет о пятимиллионном войске».
Опять говорим «стоп». В свете вышеприведенного пассажа можно вспомнить, с одной стороны, о том, что царю Ксерксу в качестве отца приписывается царь Дарий I из династии Ахеменидов, (нарицательно ̶ «дающий»), а, с другой стороны, о формуле лингвистического умножения на тысячу, чему посвящена одна из работ автора этих строк ([5]). Тогда после закономерного деления на тысячу мы получим численность отряда Ксеркса от 80 до 250 человек, а цифру из Геродота воспримем как пять тысяч. Продолжим:
«Историк Геродот в своих трудах подробно описал битву при Фермопилах, но в своих оценках он не всегда был точен… (автор цитируемого текста в состоянии переместиться туда на машине времени? ̶ ВП). В 481 году до н. э. (или в 295 году ЭО ̶ ВП) амбициозный Ксеркс отправил послов во многие эллинские полисы с требованием «земли и воды», то есть потребовал признания своей власти».
Вообще-то такое требование наиболее закономерно было бы воспринять как просьбу немного потесниться. И еще хочется отметить: речь идет именно о втором вторжении персов в Грецию.
«Впрочем, в Афины и Спарту послы не были отправлены — прошлый опыт говорил, что в этих полисах могут c ними поступить весьма жёстко (десять лет назад (т.е. в 285 году ЭО - ВП) в Афинах персидского посла, пришедшего с похожим посланием, казнили, а в Спарте бросили в колодец, сказав, чтобы он поискал «земли и воды» там)».
«Осенью этого же года в Коринфе (295 ЭО ̶ ВП) прошло общегреческое собрание. На нём был заключён союз и достигнута договорённость о прекращении междоусобных распрей — только так можно было что-то противопоставить персидской угрозе. К правителям греческих колоний были направлены послы с просьбой помочь….
На следующий год стало ясно, что Ксеркс настроен крайне решительно и серьёзно. Он даже придумал весьма изящный способ переброски своего войска из Европы в Азию (может быть, из Азии в Европу? - ВП). Он создал два понтонных перехода из связанных между собой кораблей через пролив Геллеспонт (современное название пролива — Дарданеллы).
Когда об этом стало известно в Афинах, живший тут стратег Фемистокл предложил дать бой Ксерксу в узком Фермопильском проходе (ущелье) — попасть в южные земли Греции (чего жаждал Ксеркс) другим путём по суше было невозможно. С другой стороны, здесь войско греков могло хоть как-то сдерживать противника, явно превосходящего по численности. Чтобы ущелье нельзя было обойти по морю, кораблям афинян и других союзников было велено контролировать пролив между островком Эвбея и материковой частью Эллады. Там почти одновременно с битвой при Фермопилах произошло масштабное морское сражение».
Вообще-то, поскольку ширина пролива Дарданеллы в самом узком месте около одного километра, то при длине судов около пятидесяти метров мы получили бы около двадцати судов. Мост из них можно было бы разобрать и до Южной Греции спокойно доплыть по морю. Не вполне складная часть легенды, но пока сильно придираться не хочется.
«К середине августа 480 года до н. э. (г. 296 по ЭО ̶ ВП) персидская армия оказалась на побережье Малийского залива перед входом в Фермопилы. К эллинскому войску Ксеркс отправил посла, который предложил всем сдаться и получить в обмен на это свободу и титул «друзей персов»». Из сказанного ясно следует, что греки умудрялись вести себя так, что персы их считали заклятыми врагами. Это обыкновенное проявление конкуренции или еще что-то?
Здесь уже нужно дать карту.

Рис. 1. Фермопильский проход карте Греции

«Объединённым греческим войском руководил спартанский царь Леонид. Он все предложения Ксеркса отверг. Тогда посол передал приказание персидского царя сложить оружие, на что греческий царь Леонид ответил «MOLON LABE», что означает «Приди и возьми». Эта фраза стала легендарной».
Отметим, что Леонид ̶ это буквально сын львов. А разговор между греками и персами немного напоминает разговор между должниками и кредиторами.
«В среднем ширина Фермопильского прохода составляла шестьдесят шагов. Греки соорудили здесь стену, точнее говоря, невысокую баррикаду из тяжёлых камней, и разбили за ней лагерь, перекрывающий проход по всей ширине». Далее приводятся малоинтересные количественные данные двух армий, после чего в поле зрения попадет личная гвардия Леонида.
« … отдельного разговора заслуживает личная гвардия Леонида, состоящая из тех самых ТРЕХСОТ спартанцев. Число воинов в гвардии было всегда ПОСТОЯННЫМ, если один умирал, то его занимал другой. Спартанцы заслужили в Греции славу наиболее смелых и неустрашимых воинов. «Вместе победить или вместе умереть!» — таков был их девиз».
Пока напомним, что 300 = 30*10. Весьма банальное представление.
«Леониду на тот момент было больше сорока лет … и считалось, что он являлся потомком полубога Геракла в двадцатом (19 + 1 = 20) поколении. Перед походом на Фермопилы лично отобрал из граждан триста мужей, у которых уже были сыновья». Штрих мелкий, но занятный: ни один из воинов не был холостым !
При этом, что отмечается многими, нашествие персов не заставило спартанцев отказаться от священных торжеств, ибо в Спарте в это время праздновали Карнеи — праздник в честь Аполлона Карнейского, длившийся целых девять дней. При этом «остальным спартанцам предписывалось присоединиться к войску после того, как окончатся праздники. И хотя старейшины Спарты пытались уговорить Леонида взять больше, чем 300 человек, Леонид был неумолим»*.
* - очень робко, ибо на филологию не хочется очень сильно отвлекаться. Если учесть, что carne на испанском означает мясо, то нарицательное название празднеств может навевать ассоциации типа «Праздника мясного красавца», «Красивый праздник мяса». Праздник разговения, если ближе в русской традиции.
Таким образом, число 300 превышено не было и оно начинает фигурировать как своего рода константа некоторой легенды. А теперь давайте перейдем к описанию самой битвы…
«Ксеркс, подойдя к Фермопилам, выждал четыре дня, а на пятый отправил на штурм самые боеспособные отряды из мидян и персов. Согласно сведениям историка Диодора, в авангарде здесь находились воины, чьи родственники пали в Марафонском сражении. Оно случилось за десять лет до битвы при Фермопилах, и в нём одержали победу греки».
Закономерная вставка о марафонской битве. «Одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 г. до н. э. (286 г. ЭО - ВП) неподалёку от греческого города Марафон приблизительно в 42 километрах от Афин». Именно после этой победы воину из войска греков-победителей приписывается преодоление расстояния от Марафона до Афин бегом, дав тем самым повод для увековечения этого события в виде проведения соревнований по бегу на эту дистанцию.
Как принято считать, для персов это поражение не имело больших последствий. Дарий вскоре стал собирать огромное войско для покорения всей Греции, его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. (или 290 г. ЭО - ВП), которое выпало подавлять его сыну Ксерксу. Этот его сын и продолжил подготовку ко второму походу на Грецию. И опять к его походу на Грецию давайте вернемся в его кульминации ̶ фермопильском сражении.
Ксеркс посылает на укрепления отряд за отрядом, но их усилия тщетны. Его выручает предатель греков Эфиальт, который за щедрую награду вызвался показать персам горную тропку в обход Фермопильского ущелья. Позже, как доносит ТИ, в честь предателя греки впоследствии назвали демона, правящего ночными кошмарами.
Далее следует выход отборного отряда персов в 20000 человек во главе с полководцем Гидарном в тыл к эллинам, обороняющим Фермопилы. И Леонид, желая спасти бОльшую часть греческого войска, отдал им приказ отступить и соединиться с прочими эллинскими силами. «А сам остался с тремястами земляками-спартанцами. Правда, отряды фиванского, под командованием Демофила (нарицательно: любителя народа - ВП), и феспийского, под командованием Леонтиада (нарицательно: связанный с чем-то львиным, опять мотив львов - ВП), ополчений общей численностью примерно 2000 человек тоже отказались уходить. В итоге на Фермопилах они разделили участь спартанцев».
При этом, разумеется, ну совсем непонятно, почему в итоге в мировой историографии эта битва была в итоге отражена как гибель именно трехсот, а не двух тысяч трехсот воинов?
А сама битва представляла собой фактически бойню, в которой отважные спартанцы желали гибнуть, но не желали сдаваться.

Рис. 2. Карта фермопильской битвы
Вот, фактически, и все, что хотелось бы освежить в памяти читателей. Странностей хватает, одна из таковых: почему все-таки Леонид повел курс на гибель самого себя и своего войска? С военной точки зрения он в любом случае был обречен.
В завершении первого раздела хочется добавить, что в традиционной историографии греко-персидские войны принято делить на две:
первая — 492-490 до н. э. (284-286 ЭО) , вторая — 480-479 до н. э. (296-297 ЭО)
или три войны
первая — 492 до н. э. (284 ЭО), вторая — 490 до н. э. (286 ЭО), третья — 480-479 (296-297 ЭО)

Основные события:
Восстание Милета* и других городов Ионии** против персидского владычества (500/499—494 до н. э., или 276/277 ЭО – 282 ЭО).
* - одна прозрачная ассоциация: слово «Милет» (“Mileto”) содержит корень «Mil», по латыни означающий «тысяча». При этом самым популярным историческим лицом, связанным с этим городом, считается Фалес Милетский (“Thales de Mileto”), представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, которой приписывается начало европейской науки, «… считается основоположником греческой философии и науки — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности». Если с латыни “Thales de Mileto” попытаться перевести нарицательно, то можно выйти на форму «Tales de Mileto» без непроизносимой буквы “h”. Из игры он-лайн переводчиков можно выудить некий набор смыслом, в том числе состоящий из слов «такой» и «тысячный». Ассоциации на подчеркивание тысячелетия при желании заметить можно.
** - «Иония» - заряженная страна? Как-то совсем уж прозрачно.
Вторжение Дария I на Балканский полуостров, окончившееся его поражением при Марафоне (492—490 до н. э., или 284 — 286 или ЭО).
Восстание в Египте в (486 году до н. э., или 290 г. ЭО - ВП), которое выпало подавлять его сыну Дария Ксерксу.
Поход Ксеркса I (480—479 до н. э., или 296 ̶ 297 ЭО).
Действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии (478—459 до н. э., 298 ̶ 317 ЭО, обращает на себя временной промежуток ровно в девятнадцать лет - ВП).
Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459—449 до н. э., 317 ̶ 327 ЭО).
Итак, согласно ТИ т.н. греко-персидские войны завершилась афинской экспедицией в Египет.

2. Версия реконструкции, содержащая разгадку легенды
Нашу версию реконструкции мы будем строить постепенно.

2.1. Хронологическая компонента реконструкции
С хронологией давайте разберемся сразу же. Давайте вспомним, что рубеж хронологической достоверности большинства традиционных общепринятых версий истории отдельных приходится на XIV век. Это мало-мальски подробно обосновано в ряде работ и книг автора, в том числе в ([3]) и в ([7]). Заря глобальной хронологии появляется с открытием 19-летнего метонова цикла, что выразилось в появлении:
̶ первых пасхальных таблиц,
̶ первых календарей, охватывающих и учитывающих все дни года, как лунно-солнечного, так и солнечного, в данном случае юлианского
̶ первой глобальной эры летоисчисления – иудейской,

о чем в ([3]), и поэтому мы будем строить вероятные оригиналы вышеописанных событий после 1240 года.
Один тонкий момент, связанный с оговоркой из предыдущего абзаца о появлении первых календарей, охватывающих и учитывающих все дни года, как лунно-солнечного, так и солнечного. Как ясно следует из логики становления времясчисления, до того, как был открыт и промерен метонов цикл, у отдельных народов вполне мог бы быть календарь и попроще. И вот история календарей, не худшим образом изложенная в научно-популярной книге И.А.Климишина «Календарь и хронология» ([8]), доносит сведения о двух календарях, приписываемых т.н. древнему Риму.
При этом первый из них состоял лишь из десяти лунных месяцев, и в нем шел счет дней лишь в период активной хозяйственной жизни примерно от марта до декабря. В остальное время года, продолжительностью около двух месяцев, точного счета времени не было. Как нетрудно догадаться, по причине почти полной остановки этой хозяйственной жизни. И, если продолжительность каждого лунного месяца в 29,53 суток округлять в большую сторону, получая тем самым 30 суток, то для десяти месяцев мы получим 30*10 = 300 дней. Опять число 300, связанное на сей раз с количеством дней активной хозяйственной деятельности.
А что касается второго из двух календарей, то он состоял и двенадцати месяцев по тридцать дней, а в конце года в него просто вставлялось пять дней.
При этом, если на первый календарь взглянуть с экономической точки зрения (хочется напомнить, что слово календарь пошло от латинского «calenda», т.е. долговая книга, как об этом и в ([7]), и в ([8])), то для должника весь экономический зимний «мертвый сезон» был раем земным, ибо в его время свои долги кредитору, строго говоря, можно было и не отдавать, и об этом никто и не заикался.
И этот же вопрос, вопрос выплаты долгов, несколько иначе стоял в случае календаря круглогодичного. Там календарный «мертвый сезон» отсутствовал, что для экономических отношений открывало новые возможности.
Между сторонниками различных календарных систем, в данном случае между сторонниками прогресса и консерваторами, вполне мог назреть конфликт, который в один прекрасный момент мог вылиться в скандал или даже вооруженный конфликт. А если еще раз вспомнить, что
300 = 30*10,
то в свете этого же числа 300, фигурирующего в легенде о спартанцах, возникает весьма занятная аналогия: а не является ли эта легенда своего рода аллегорией появления календаря круглогодичного и исчезновения календаря 10-месячного? Может быть, это было не единоразовое событие, приписываемое 480 г. до н. э., или 286 г. ЭО, а, может быть, это была целая полоса событий, приписываемая периоду т.н. греко-персидских войн?
Принимая во внимание то обстоятельство, что 19-летний лунный цикл и его синхронизация с годовым движением Земли вокруг Солнца была установлена примерно в первой половине XIII века, что вылилось в установление двух эр летосчисления: иудейской и христианской, как об этом в [3], причем старт иудейской эры пришелся на год 1240, мы можем построить вероятный оригинал фермопильской битвы в

286 г. (ЭО ) + 1000 = 1286 году
Т.е. через 1286-1240 = 46 лет после этих событий. Временной промежуток в сорок шесть лет не очень продолжителен, это примерно два поколения. И тогда, в рамках нашей гипотезы, мы можем смело говорить, что употребление 10-месячного календаря окончательно прекратилось именно в этом году. Сформулировав тем самым количественный параметр нашей гипотезы.
Тогда возникает следующий вопрос. Эти события имели, как уже было показано, хронологическую компоненту. Имели ли они еще и другую? Ведь за отказом от 10-месячного календаря и за тем, что произошла некая жаркая битва, причем в том месте, что нарицательно переводится как термо-заслонка или термо-граница, стоят еще некоторые исторические события, которые могут быть не менее интересны. Итак

2.2. Военно-историческая компонента реконструкции
Итак, между т.н Персией и т.н. Грецией прошли некоторые военные действия. Как они могли бы вписаться в общую историческую диалектику развития человечества?
В «Рыцарях Эллады» ([9]) и «Рыцарях трех океанов» ([10]) автор этих строк совершенно ясно показал стержень развития цивилизации, связанный в первую очередь с черной металлургией. Появляются металлы, а за ними инструменты из них, а затем начинает обрабатываться древесина и появляются брусья и доски, а также мачты и реи, а за ними ̶ и водные транспортные средства. И все это происходит неподалеку от регионов зарождения металлургии, а если конкретно ̶ неподалеку от Альп.
Поэтому регионы, прилегающие к Италии, развиваются несколько более быстрыми темпами, чем регионы, связанные с Грецией, именно на ее побережье появляются первые верфи, и именно оттуда стартуют первые экспедиции. При этом изначально итальянское побережье выступает в роли страны формирования экспедиции, а греческое ̶ в роли исследуемой территории.
Как хочется верить, эта тема еще найдет отражение в работах исследователей российской междисциплинарной школы.

Литература

1. Реальная история 300 спартанцев и Фермопильского сражения. https://knowhistory.ru/journal/istoriya-podviga-300-spartancev
2. Греко-персидские_войны. https://ru.wikipedia.org/wiki/Греко-персидские_войны
3. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. Вторая версия статьи. https://www.academia.edu/39458794/О_разгадке_тайн_иудейского_летосчисления_._Вторая_версия_статьи. https://proza.ru/2019/06/08/1192
4. Эллада https://etymology-ru.livejournal.com/304068.html
5. Поляковский В.Т. О формуле лингвистического умножения на тысячу. https://www.academia.edu/38676993/Формула_лингвистического_умножения_на_тысячу_в_латиноязычных_источниках, https://proza.ru/2019/04/01/116
6. Битва при Марафоне. https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Марафоне
7. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
8. Климишин И.А. Календарь и хронология. Москва, Наука 1985
9. Поляковский В.Т. Рыцари Эллады. М. Леан-Крафт. 2010
10. Поляковский В.Т. Рыцари трех океанов. М. Крафт +, Сказочная дорога, 2013
Мос

Добавлена 13.12.2022 в 22:31:06

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript