Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > КЮК


Книга Емельяновой, СТРАНИЦЫ 43-62.

СТРАНИЦА 43.


Коммунарство дает определенный жизненный образец. Ситуации-образцы
относятся к области коммунарской педагогики. Для
того чтобы остаться в коммунарском коллективе, нужно принять
определенный образец поведения. Поэтому ребята из сельхозинститута
оценили ситуацию и решили принять нормы коммунарской
жизни, отказавшись от привычной модели — отметить праздник
за дружеским застольем.
Ситуации-образцы — элемент методики КТД. Схематично это
можно представить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Механизм формирования поведенческой модели
Коммунарский коллектив задает конкретную модель поведения.
Личность проходит определенный путь проживания в системе коммунарских
отношений и деятельности, накапливает в результате
этого собственный опыт (позитивный или негативный). В итоге происходит
принятие (личность остается в коммунарском коллективе)
или непринятие (личность покидает коллектив). На основе нового
опыта формируется личная модель поведения.
Ситуации-образцы, по выражению С. Соловейчика, — это
вкрапление лучшей жизни в обычную жизнь ребят. Ситуации-образцы
формируют эталоны. Данные образцы позволяют оценивать
и улучшать будничную жизнь.
«Мораль есть рассудочное учение о добре и добродетели, поэтому
она совмещает в себе все недостатки и заблуждения рассуд­

Коммунарство дает определенный жизненный образец. Ситуации-образцы относятся к области коммунарской педагогики. Для
того чтобы остаться в коммунарском коллективе, нужно принять
определенный образец поведения. Поэтому ребята из сельхозинститута оценили ситуацию и решили принять нормы коммунарской жизни, отказавшись от привычной модели — отметит

СТРАНИЦА 44.

ка»1
. «Хорошо» и «плохо» всегда оцениваются в конкретной системе
координат. Попади человек с коммунарскими «замашками»
в иную систему, коммунарская поведенческая модель может даже
шокировать окружающих. Когда коммунары, принявшие нормы
коммунарской жизни на коммунарском сборе, возвращались
с этой моделью в школу, то встречали, порой, недоумение, непонимание.
Речь идет о том, что модель коммунарских отношений
не универсальна.
Усвоение морали — это только начало на пути духовно-нравственного
становления личности. Мораль имеет способность необыкновенно
гибко приспосабливаться к ситуации и позволяет оправдать
даже циничные вещи, если человек или какая-либо группа имеет
в этом особый интерес: «только очень неискусный или необразованный
человек затруднится подобрать мнимые основания для своей
мнимой правоты»2
. Можно вместе с коллективом обеспечивать счастье
далеких людей и не оказывать необходимой помощи своей семье.
При этом моральные оправдания подобной линии поведения
найдутся всегда.
Нравственные основы коммунарства
Мораль, лишенная жизнеутверждающих ценностей, становится
голой проформой. Коммунарские коллективы не останавливались на
присвоении моральных норм. Особенностью коммунарских практик
стали серьезные обсуждения глобальных жизненных проблем. Диспуты,
споры были увлекательны своей серьезностью постановки вопросов.

Формируются ценности и идеалы, по мнению М. Казакиной, всем
укладом коммунарской жизни. Что поражало людей, впервые попавших
в коммуну? «Конечно, люди — они более всего удивляли,
привлекали, привязывали. Вызывали восхищение и стремление быть
таким, поступать так, т. е. возникали идеальные переживания боль1
Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога
и человека. СПб.: Наука, 1994. С. 339. 2 Там же. С. 343.

СТРАНИЦА 45.


шой побуждающей силы. Такие близкие идеалы — опора нравственно-творческого
становления человека, особенно подрастающего»1
.
Нравственность — это качественно более высокий уровень отношения
к миру и самому себе. Она ориентирована на жизнеутверждающие
общечеловеческие ценности. Нравственный человек не
ограничивается усвоенными нормами с тем, чтобы действовать так
или иначе, потому что так принято. Нравственность требует осознания
самим человеком разумности того или иного поступка. Категории,
в которых выражается нравственность (по Гегелю), — это «объективное»,
«действительное», «разумное». Действительное, по Гегелю,
— то, что является воплощением деятельности разума. Объективное
— то, что адекватно отражает действительность и в силу
этого позволяет определить, что на данный момент с учетом интересов
человека и общества необходимо.
Нравственность — это действительность и действование. Нельзя
стать нравственным на одних разговорах и произношении красивых
фраз. Нравственный ресурс коммунарства — поиск дела для себя
и для людей. Дело, сделанное безвозмездно для других, — это бесценный
опыт.
Идея заботы сформулирована И. П. Ивановым как ключевая
в методике коллективной организаторской деятельности, является
нравственным императивом коммунарского воспитания. Человек
должен научиться находить того, кто нуждается в помощи. Общая
творческая забота воспитателей и воспитанников, которая направляется
заботой старших, «представляет собой сущностную основу процесса
духовно-нравственного воспитания»2
.
О. Н. Маслюк доказывает, что понятие «забота» как педагогическая
категория в концепции коммунарского воспитания выступает
и как цель, и как деятельность, и как результат. «В общей заботе
каждый участник воспитательного процесса получает нравственный
1 Казакина М. Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного
формирования личности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Л., 1983. 423 с. URL:
http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibkazobr.html 2 Маслюк О. Н. Педагогическая система И. П. Иванова в современном
контексте духовно-нравственного воспитания школьников: дис. ... канд.
пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2002. 194 с. URL: http://www.kommunarstvo.ru/
biblioteka/bibmasdis.html

СТРАНИРЦА 46.


опыт построения отношений со сверстниками, с младшими, старшими
товарищами, а далее — с незнакомыми людьми, с обществом,
с окружающей жизнью; учится воспитывать себя как гражданина
общества»1
.
Поиск дела ради счастья людей помогает преодолеть личностный
эгоизм. Включение в ситуацию заботы меняет трансакции. В процессе
коллективной заботы личность отказывается от традиционной
позиции «ребенок — родитель» и осваивает новую позицию «взрослый
— взрослый». И тогда он вынужденно меняет привычное «Хочу!
Дайте мне это!» на новое понимание, в основе которого «Что я могу
дать другим?».
Переживания, основанные на твоей заботе о других, имеют иную
модальность по сравнению с переживаниями, полученными на основе
заботы других о тебе. Личность обретает бесценный опыт создания
радости для другого. Включаясь в дело-заботу, человек усваивает
нравственные ценности, которые ориентируют на созидание окружающего
жизненного пространства.
Духовные основы коммунарства
Духовность формируется на основе нравственных ценностей, но
это качественно более высокий уровень взаимодействия с миром по
сравнению с моралью и нравственностью. Духовность связана с высокими
стремлениями человека, которые согласуются с общественно
значимыми идеалами (или божественными) смыслами и направляют
жизненную энергию человека на служение (людям, делу, Богу).
Духовно-нравственная личность — это личность, имеющая высокие
жизнеутверждающие стремления, которые она реализует в созидательной
деятельности, в служении. Высокие цели и стремления
связаны с миссий, выполнение которой позволит человеку полноценно
воплотить себя в жизни.
Духовные способности не даются человеку с рождения. Их нужно
и можно развивать. Наша цель — счастье людей! Системообра1
Маслюк О. Н. Педагогическая система И. П. Иванова в современном
контексте духовно-нравственного воспитания школьников: дис. ... канд.
пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2002. 194 с. URL: http://www.kommunarstvo.ru/
biblioteka/bibmasdis.html

СТРАНИЦА 47.


зующий принцип жизнедеятельности коммунарских коллективов
«для себя и для людей» поднимает коллектив и личность на уровень
духовного развития. Вопрос «Что мы делаем для людей?» ставится,
когда идет коллективное планирование, подготовка, когда анализируется
проведенное дело. Данный принцип задевает ценностную
шкалу: все, что мы делаем, должно быть нужно не только нам, но и
людям. Все, что мы делаем, должно украшать не только нашу жизнь,
но и жизнь окружающих, нести им радость.
Главное, что человек воспринимает свое существование наполненным
высоким смыслом. Он уже не просто проживает отведенное
судьбой время, а реализует высокую цель.
Духовно-нравственное развитие личности идет во взаимодействии
с миром. Именно в продуктивных контактах с миром, с другими
людьми пробуждается душа, раскрываются жизненные силы человека.
Процесс духовно-нравственного развития можно представить
в виде восходящей лестницы (рис. 2).
Рис. 2. Процесс формирования духовности
Духовное и нравственное развитие сопряжено с достаточно серьезной
трудностью: «Быть человеком значит иметь ограниченный
дух и ограниченную перспективу жизни; и человечество несет бремя
этого предела так же, как индивидуальный человек»1
, — пишет
И. А. Ильин. Развитие духа имеет некоторую пассивность, непосредственность
и ограниченность. Человек подвержен слабостям, стра1
Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога
и человека. СПб.: Наука, 1994. С. 468.

СТРАНИЦА 48
стям, имеет ограниченный дух: трусость, жадность, лень, цинизм
и др. Все это проявление его ограниченности.
Коммунарство помогает выйти за пределы обыденности и ограниченности.
Универсальным механизмом для этого является творчество.
Высшие проявления духовной деятельности находят в нем свое
отражение. Одно из системообразующих правил жизнедеятельности
коммунарского коллектива: каждое дело творчески, иначе — зачем?
КТД помогает человеку встать на путь познания истины, добра
и красоты, осознать высший смысл жизни.
Секрет творчества в особом духовном состоянии. Человек должен
пройти определенный путь, проделать внутреннюю работу для
того, чтобы подняться на уровень воображения и фантазии. Для того
чтобы запустить механизм творчества, перед личностью необходимо
ставить новые задачи. Высший педагогический пилотаж заключается
в том, чтобы научить человека самому ставить творческую задачу.
К этому постепенно подводит методика КТД.
Способность к индивидуальному творчеству развивается через
коллективное. Работа в группе, команде, обмен идеями, отстаивание
своей позиции, доработка чужой идеи — это все необходимые компетенции,
которые личность может получить в КТД.
Особенность жизнедеятельности в коммунарстве, по мнению
А. В. Мудрика, в приобщении личности к «социальному творчеству».
Другие виды творчества оставались здесь «лишь украшением
жизни». Социальное творчество возможно, если есть идея. Без нее
любое творчество, а социальное особенно «вырождается и умирает».
Социальное творчество достаточно легко распростроняемо. Почему?
«У молодежи всегда высоко развита потребность быть нужным
кому-либо, чему-либо. Эта потребность реализуется в дружбе,
любви, в стремлении к социальному служению. И коммунарство
дает выход этой потребности в синтезе: и социального служения,
и дружбы, и любви»1
.
Систему духовно-нравственного воспитания в коммунарских
коллективах можно представить в следующей схеме (рис. 3).
1 Мудрик А. В. Социальное творчество и технология // Учительская
газета. 23 янв. 1988. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/
bibmudsot.html


СТРАНИЦА 49.


Рис. 3. Основы формирования духовно-нравственной личности
в коммунарских коллективах
Личность должна усвоить идею служения людям. Данная идея
базируется на высоких целях, заботе о людях, стремлении приносить
радость. Реализуются эти идеи через включение личности
в социальное творчество. Духовное единение в коммунарских коллективах
было, безусловно, сильной стороной. В основе этого единения
находились высокие идеалы. «Коммунары чувствовали себя
частью советской истории и осознавали свои обязательства перед
этой историей»1
.
Христианство и коммунарство: общее и отличие
Говоря о духовности в системе коммунарского воспитания,
нельзя обойти тему религиозности. Ряд исследователей находят религиозные
основы в коммунарской системе. Так, один из ярких
представителей коммунарского воспитания Р. В. Соколов пришел
в коммунарство через поиски христианской идеи, вернее, ушел из
христианства в коммунарство, увидев в нем тот свет, который искал
в религии.
Вспоминает Ричард Соколов (Форпост, Москва)
«Тогда на меня за это чрезвычайно сильно обиделся один
очень уважаемый мною учитель… Незадолго до моего “ухода
в коммунарство” он дал мне рекомендательное письмо для поступления
в Московскую духовную семинарию, поскольку хо1
Димке Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия
1960-х годов. М.: Common place, 2018. С. 219.

СТРАНИЦА 50.


тел, чтобы я стал священником, иконописцем, его продолжателем
в делах церковной публицистики.
Этому человеку было трудно понять, как двадцатилетний
юноша, считавший своим идеалом Алешу Карамазова, с увлечением
принимавший участие в росписи купола одного из храмов,
мог поменять великое и вечное христианство на мелкое, суетное
и преходящее коммунарство... Он переживал, что я “замешкался”
с поступлением в семинарию и попал под один из “мирских
соблазнов”…
Когда довелось съездить в Сибирь, совершенно случайно,
встретив в лесу около г. Братска юных коммунаров, попал на
Всесоюзный коммунарский сбор в Братске (1964). Три дня, прожитые
на сборе, были днями, проведенными в “земном раю”.
Там я увидел именно те человеческие отношения (заботы, любви,
уважения, стремления “улучшить окружающую жизнь на
пользу и радость людям”), о которых мечтал как об отношениях,
присущих Царству Божию. Известно, что многие ребята
после жизни на коммунарском сборе и в коммунарском лагере
говорили: “Мы жили при коммунизме!”... Для меня, увлеченного
тогда идеями христианского социализма, представления о Царстве
Божием и коммунизме тогда почти совпадали»1
.
Евангельские смыслы в коммунарской методике находят и другие
исследователи. Эти смыслы обусловлены добровольной бескорыстной
заботой о людях, святостью труда, которым занимались
коммунары, творчестве, любви к ближнему, культивировании радости
жизни, отсутствии какой-либо формы фарисейства2
.
Размышляя над возможностью синтеза «коммунарской методики»
с православным подходом в педагогике С. И. Абрамов ответ
находит в личности И. П. Иванова, который, не будучи воцерковленным,
«был человеком не тепло-хладным». Своим творчеством он возжег
«огонь пламенной веры и ярких убеждений» в сердцах своих
воспитанников, которые творили добро. По сути дела, методика кол1
Соколов Р. В. Коммунарство и его еретики // На путях к новой
школе. 2001. № 4. URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/10 2 Белянова О. Евангельские смыслы воспитательной системы академика
образования И. П. Иванова // Социальная педагогика. 2017. № 1, 2.
С. 155-164.

СТРАНИЦА 51.


лективной творческой деятельности была направлена на «вочеловечивание
человека». В результате такого воспитательного влияния
раскрывались возможности наиболее полного духовно-нравственного
развития личности.
Тем не менее, С. И. Абрамов находит несоответствие коллективного
творческого и православного воспитания в противоположности
принципов христианского «восхождения» и светского «преобразования».
Светский принцип преобразования, на котором основывалась
коммунарская методика, ориентирован на активность самих людей
в переделке окружающего мира и своей природы. Восхождение —
это, по сути дела, восхождение к Богу, «обоживание человека».
В православии «сотворенный человек при поддержке Творца был
призван восходить от образа Божия, который ему дан, к Божиему
подобию»1
. Это различный путь.
Попытаемся представить свой вариант рассуждения на тему.
Идея спасения души
Идеологическое ядро христианства — это забота о душе: «Душа
человека стоит дороже, чем все царства мира»2
. Именно в спасении
души лежит спасение человека для вечности. Религиозные мыслители
связывают духовность человека с божественными силами и смыслами.
«Духовная сила в человеке есть изначально не человеческая
только, но богочеловеческая. Духовность есть богочеловеческое состояние.
Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным
и из божественного источника получает поддержку»3
. Человек
должен увидеть себя в Боге и Бога в себе. Для этого нужны
активность и труд души.
В коммунарстве спасению души противопоставляется забота
о ближних и дальних людях. Источник и направленность активности
принимает принципиально иной характер. Источник духовной активности
находится в социуме. Духовное и личностное развитие идет
1 Абрамов С. И. Игорь Петрович Иванов «Я думаю о будущем»
(К 90-летию со дня рождения) // Ежегодная богословская конференция
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017.
№ 24. С. 354-357. 2 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
С. 152. 3 Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
С. 324.

СТРАНИЦА 52.


благодаря постановке социально значимых задач. Личность духовно
развивается через высокие жизнеутверждающие стремления, которые
она реализует в созидательной деятельности для себя и для людей.
Идея служения
Деятельная энергия христианина направлена на служение Богу
и богоугодные дела. «Религия — это связь человека с самим Источником
бытия, которая делает его жизнь полной смысла, вдохновляет
его на служение, пронизывает светом все его существование, определяет
его нравственный облик»1
.
В коммунарстве служение направлено на «счастье людей». Дело,
которое делается для людей, становится источником радости как
окружающих, так и самого человека. Бескорыстная помощь другим
дает личностный опыт, который отражается и в новых умениях,
и в новых переживаниях. Нравственный облик личности формируется
за счет созидания себя и окружающего жизненного пространства.
Идея веры
Одна из ключевых идей христианства — Вера — это «такое внутреннее
состояние человека, при котором он убежден в достоверности
чего-либо без посредства органов чувств или логического хода
мысли: путем необъяснимой уверенности»2
.
В коммунарстве вера — это вера в идею, в великую силу единения
коллектива вокруг общего дела; вера в себя, в друзей, которые
всегда поймут и помогут.
Идея творчества
Человек — существо, способное возвыситься над собой, и это
возвышение, трансцендирование себя, выход за замкнутые пределы
самого себя есть творческий акт. В творчестве преодолевается раздвоенность.
В творческом акте человек перестает быть поглощенным
собой.
В христианстве творчество понимается как боготворчество. Творчество
человека — это его ответ на призыв Бога. Творчество —
«продолжение миротворения не есть своеволие и бунт, а есть покорность
богу, принесение Богу всех сил своего духа»3
. Бог нуждается
1 Мень А. История религии. Т. 1. URL: https://libking.ru/books/
religion-/religion-rel/195439-aleksandr-men-istoriya-religii-tom-1.html 2 Там же. 3 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 143.

СТРАНИЦА 53.


в человеке, ждет «дерзновенного творческого ответа». Этим налагается
на человека безмерно большая ответственность.
Н. А. Бердяев поясняет, чем отличается боготворчество от творчества
природного (не космического) человека. В природном человеке
творчество искажено и замутнено, творящий подвержен самодовольству,
поскольку творит «не во имя Божие, а во имя свое»1
. А это
уже, по Бердяеву, — лжетворчество, ответ не на призыв Бога, а на
призыв сатаны.
В коммунарстве творчество — это созидательная деятельность,
наполненная не божественным, а конкретным социальным смыслом.
Поиск дела осуществляется не по божественному промыслу, а через
разведку дел. И если строго по-христиански посмотреть на КТД, то
вполне можно оценить его как лжетворчество. Самоутверждение
в коллективе — одна из педагогических сверхзадач КТД.
Идея созерцательности
Созерцание — особая форма духовной активности. Человек должен
периодически испытывать благодатный отдых созерцания. Только
уход от мирской суеты дает надежду увидеть лазурь в душе.
Через созерцательность, томительное ожидание Встречи с Богом лежит
путь к душевной гармонии. Встреча с Ним сопровождается неограниченной
радостью, ликующим единством, светозарным откровением
смысла жизни. Исключительный динамизм, непрерывный
активизм или растерзывают человека, или превращают его в механизм,
считает Н. А. Бердяев.
В коммунарстве рефлексия как внутренняя созерцательность составляет
основу всех «огоньков». После проведения дела отвечают на
вопросы: «Что удалось? Что не удалось? Почему?», при этом начиная
с себя. Что такое коммунарский сбор как не «непрерывный активизм»,
который захватывает человека и не дает ему эмоциональной и душевной
передышки? Само по себе коммунарство — это форма социальной
активности. Оно лишено сакральной созерцательности.
Что же все-таки есть такого в коммунарстве, что позволяет ставить
его идеологам вопрос о связи христианства и коммунарства?
Ответ, на наш взгляд, дают те же философы-религоведы. «Человек
1 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
С. 143.

СТРАНИЦА 54.


не может оставаться одним, одиноким с самим собой, не может лишь
из себя черпать источник жизни»1
. Коммунарство дает ту соборность,
которая избавляет человека от одиночества, от томительных
поисков смыслов жизни.
§ 4. Проблемы нравственного становления личности
в коммунарском коллективе
Обгорев на кострах эмоций,
Мы по жизни идем упрямо,
Симпатичнейшие уродцы
С перекошенными мозгами.
М. Полячек
Покажем отличие морали и нравственности на простой
жизненной ситуации, взятой из интервью с членами «Коммуны
юных фрунзенцев» и описанной Д. Димке.
В коммуну приехал Зиновий Яковлевич Карагодский с шестилетним
сыном Данькой. Сын зачастую был предоставлен
самому себе. И две девочки по своей инициативе стали за ним
присматривать и развлекать его. «И в один прекрасный день на
“откровенном разговоре” встал вопрос: Что вот мы полем сорняки
в этом турнепсе проклятом, а они бегают, играют
с Данькой! Что за безобразие! Это же ужас! Они нарушают!»2
С точки зрения морали коммуна была права. Но ответственность
за ребенка относится не столько к категории морали, сколько нравственности.
Нравственно обеспечить присмотр за ребенком, а не
бросать его посреди поля. Полоть турнепс и не обращать внимания
на малолетнего — это вполне вписывается в моральные нормы
и оправдывается ими; но вряд ли ситуацию можно оценить как нрав1
Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
С. 136. 2 Димке Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия
60-х годов. М.: Common place, 2018. С. 160.

СТРАНИЦА 55.


ственную, если учесть безопасность и возможные последствия. Более
нравственную линию поведения выбрали девочки, которые взяли
на себя заботу о ребенке. Но с точки зрения морали — они нарушили
нормы. Не всегда то, что морально, — нравственно, поскольку
в основе морали лежит интерес группы, в то время как нравственность
опирается на общечеловеческие ценности.
Следует сказать, что способы защиты от нежелательного поведения
в коммунарских коллективах выбирали достаточно жесткие, такие,
как снятие звания коммунара, исключение из коммуны.
Вспоминает Алла Басс (КЮК, Пермь)
«Во время слета в Горловке запомнился суровый приговор
в притихшем зале — мальчишку лишали права быть на сборе.
Причиной стало нарушение коммунарской этики… до сих пор
эта тяжкая сцена мучает меня: я не уверена, что это было
правильно. Сколько потом мы совершили ошибок из-за своей
категоричности и суровой требовательности друг к другу!»1
.
Суровая справедливость была нормой коммунарских отношений.
Люди ее принимали, но когда она направлялась против них, глубоко
переживали. Эти переживания сопровождали, порой, человека всю
жизнь.
Вспоминает Тамара Кулемина (КЮК, Пермь)
«Самым тяжелым для меня был лагерь, где я отвечала за
место для него. Первый раз в жизни поверила в слова начальников,
не доехала до самого места, не проверила. Оказалось, нам
предоставили старую школу и сарай вроде хлева. А мы привезли
в эти “графские развалины” сто человек детей. Это были
старшеклассники “трудные” подростки и комсомольский актив
(50 на 50). Я винила себя, весь лагерь, болело сердце, а ребята
и комиссары еще поддерживали меня… Но суть в другом:
меня наказали потом… с меня сняли звание коммунара. Вот
это для меня было жестко. Можно и нужно было меня наказать,
мне бы и откровенного разговора хватило, но…»2
.
1 Книга о Клубе 1964-2014 / сост. Н. Полыгалова Пермь: Астер,
2015. С. 96 2 Там же. С. 218.

СТРАНИЦА 56.


Дарья Димке описывает такие формы контроля за поведением
коммунаров, как «Трибунал», «Джон — Суровая Рука» (Даешь
жизнь образцовую, новую), «ЧК коммуны». Возникали эти органы
спонтанно — по инициативе самих коммунаров. Функция была контрольная.
Если откровенные разговоры помнят все и даже ностальгируют
по ним; то всякого рода трибуналы избегают вспоминать,
вытесняют их из воспоминаний как неприятную ситуацию. По всей
видимости, к откровенному разговору люди психологически были
готовы, но тайный контроль, типа слежки за поведением, скорее разрушал,
чем укреплял систему. Поэтому в коммунарских коллективах
эти формы были больше исключением, чем правилом, и принимали
вид игры.
Духовно-нравственное воспитание в коммунарских коллективах,
как ни странно, провоцировало определенные социальные проблемы.
Эти проблемы были вызваны завышенной планкой в системе ценностей.
Коммунары чувствовали свою избранность, считали, что
«опередили своим образом жизни современников»1
. В результате
у них возникали конфликты в системе и с системой. Официальные
структуры видели в коммунарских идеях опасное инакомыслие.
«Психологически в пределах коммуны ее члены жили в ином
мире, отличавшемся от остального советского общества, ощущая себя
вестниками уже наступившего коммунизма. Тем самым они подрывали
порядок, поскольку воспринимали официальные лозунги всерьез.
Высокими принципами коммунары пытались руководствоваться
в повседневной жизни»2
.
Коммунары выходили во взрослую жизнь с романтическими
представлениями. «В нашем мире варианты сценария судьбы для
них — либо ложь самому себе, либо “слом”, либо личная трагедия.
Хотя, в общем, ложь и “слом” — это тоже трагедия»3
. И «ломались»
многие выпускники коммунарских объединений при встрече с реалиями
жизни, продолжая «грезить наяву».
1 Димке Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия
60-х годов. М.: Common place, 2018. С. 226. 2 Ямбург Е. А. Движение коммунаров как педагогическая утопия //
Социальная педагогика. 2017. № 1, 2. С. 166. 3 Беляков Е. Прошлое в настоящем. URL: http://www.altruism.ru/
sengine.cgi/5%D0%BF/22/10

СТРАНИЦА 57.


ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИКА КОММУНАРСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
§ 1. Коммунарские отношения:
специфика общения и деятельности
На самый край белой земли, на краешек
Мы добрались долгим путем, намаявшись.
Сердцем пойми ты этот миг, пожалуйста.
Вот тебе мир — делай его, не жалуйся.
Ю. Визбор
Отношение отражает способ бытия человека, в основе которого
лежит его связь со средой. Человеческие отношения — это не просто
связь (животное тоже связано со средой), они требуют выстраивания
некой позиции к миру, людям и самому себе. Коммунарский коллектив
— не что иное, как социальная группа, которая формирует систему
отношений.
Коммунарские отношения имеют определенную специфику,
опосредованную особенностями общения и деятельности. Общение
в системе таких отношений строится на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью. Коммунарские отношения опосредованы
поиском и реализацией дела. Совместное общественно
значимое дело — ядро коммунарского взаимодействия (см. рис. 4).
Более того, отношения, которые выстраиваются в коммунарском коллективе,
требуют всецелого поглощения человека общим делом.
Иначе нельзя! Если человек по какой-то причине не соответствует
требованиям общего дела, ему об этом скажут четко и определенно,
невзирая на обстоятельства и авторитет.
Итак, центром взаимодействия является дело. Оно должно быть
общественно важным, направленным на улучшение окружающей
жизни, коллективным и творческим. Общение в коллективе опосредовано
этим делом, которое обсуждается всем коллективом, плани-

СТРАНИЦА 58.


руется (идет обмен знаниями, информацией); готовится и проводится
(осуществляется обмен действиями и сопровождающими данные
действия идеями, эмоциями). Затем оцениваются дело и каждый
в нем (формируется восприятие человека через его участие). Отношения
складываются, формируются, корректируются в процессе поиска,
планирования, подготовки и проведения КТД.
Рис. 4. Структура коммунарского общения
Осуществление дела требует овладения определенной ролью
и соответствующей моделью поведения. В коммунарском коллективе
человек может примерить на себя самые различные роли: дежурный
командир, комиссар, начпрод (начальник продовольствия), хозвзвод
(группа, отвечающая за хозяйственные вопросы), летописец и др.
Если человек получает роль, он однозначно должен ей соответствовать:
дежурный командир должен обеспечить продуктивную деятельность
всего коллектива в течение дня, начпрод — накормить
людей. «Перемена роли ведет к перемене и образа мыслей»1
. Характерная
для коммунарского коллектива смена деятельности, которая
происходила на основе принципа чередования поручений, позволяла
человеку не зацикливаться на одной роли, сохранять способность
осваивать новые.
Отношения формируются в процессе межличностного взаимодействия.

1 Maйерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.:
Питер, 2002. С. 227.

СТРАНИЦА 59.


Небольшое теоретическое отступление. По Э. Шострому, если
изобразить человека, его душу графически с помощью окружностей:
одна внутри другой; то внутренняя окружность — это ядро человеческой
души, его сущность, внешняя — периферия его личности
(рис. 5).
Рис. 5. Образ человеческой души по Э. Шострому
Контакт может быть поверхностным, идти по внешней окружности,
не задевая человеческой души; может быть глубоким — доходить
до самого ядра души. Обычно люди обходятся контактами,
которые идут по внешней окружности. Контакт на уровне ядра требует
доверия и открытости. Открытость невозможна без снятия защиты,
но в этих условиях человек становится уязвимым, рискует.
«Истинный личностный контакт не может быть без риска». Но,
с другой стороны, не имея глубоких контактов, «человек сильно рискует
своим психическим здоровьем»1
.
Открытые глубокие контакты на уровне ядра человеческой души
не просто желательны в коммунарских коллективах: любая попытка
1 Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: Полифакт,
1992. С. 42-43.

СТРАНИЦА 60.


закрыться за функциональными штампами пресекается, любое проявление
«лицедейства», неискренности осуждается.
В коммунарский коллектив люди шли и идут за хорошей жизнью.
Без глубоких открытых личностных контактов человек не достигнет
такой жизни. «Хорошая жизнь», по К. Роджерсу, включает
в себя: открытость опыту и чувствам, способности открыть душу
тому, что происходит сейчас; доверие к себе, своим человеческим
реакциям. Достигая такого состояния, человек становится психологически
свободным и движется в направлении более полного функционирования,
он «более полно живет настоящим моментом и понимает,
что это наиболее лучший способ жизни в каждом случае», он
становится «полноценно функционирующим человеком»1
.
Когда человек приходит на коммунарский сбор, ему никто
и никогда не задаст вопрос: «По какому праву ты оказался здесь?»,
к нему обязательно проявят интерес: спросят, чем он интересуется,
каким делом хотел бы заняться. Коммунарский сбор — это
катарсис в системе отношений. Здесь происходит очищение, оздоровление,
переживание высшей гармонии в коллективном единении.
Даже если в рамках привычных социальных отношений человеку
кажется, что все идет как надо, обаяние человеческих отношений,
душевность и искренность не могут оставить равнодушным.

Достаточно интересно выстроен в коммунарских коллективах
переход с ролевого (функционального) уровня на человеческий. Инструментом
для этого является итоговый «огонек», которым традиционно
завершается сборовский день. Здесь обсуждается прожитое за
день. Выслушивается мнение каждого. Есть такое правило: сначала
говорят «новички», затем «старички». Смысл заключается в том, чтобы
мнение более старших и опытных не оказывало давление на
мнение всех и каждого. Круг задает последовательность включения:
разговор идет «по солнышку» (слева направо, как солнце встает
и заходит). Есть ведущий разговора, но его роль, скорее, технологическая:
должен же кто-то установить порядок. Роли перестают функционировать,
поскольку общий сбор делает новые распределения:
выбирает нового дежурного командира, создает советы дел.
1 Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.:
ЭКСМО-Пресс, 1994. С. 196.

СТРАНИЦА 61.


«Коммунарская жизнь, сложная и счастливая, раскрывала людей,
заставляла ценить в каждом его неповторимость, уникальность.
Взаимная любовь, братство рождали ощущение счастья. Конечно,
творчество выявляло личность, привлекало к ней, но все же главным
была обстановка внимания, дружеского участия, ценности каждого.
Это побуждало к раскованности, свободе. Человечность была и мерой,
и результатом нравственно-творческого роста всей коммуны
и каждого в отдельности»1
.
Остановимся более подробно на технологической стороне коммунарского
взаимодействия, на тех формах, которые родились и получили
свое развитие в коммунарском коллективе: «вечерний огонек»,
«концерт-веточка», «расскажи мне о себе», «расскажи мне обо мне»,
«эстафета коммунарских песен», «эстафета коммунарских судеб».
Вечерний огонек
Вечерний огонек завершает прожитый день. Смысл «огонька» в разборе
прожитого дня. Все собираются в общем кругу (часто возле костра).
От костра идет тепло, и каждый по очереди высказывает свои
мысли о прожитом дне, отвечает на вопросы: «Что удалось? Что не
удалось? Почему?» Вечерний огонек — это вдумчивый разговор-размышление
над теми вопросами, которые возникли в течение дня. Ведет
разговор дежурный командир или комиссар сбора. Вечерний огонек
учит открытости по отношению к людям, которые тебя окружают.
Культура проведения вечернего огонька не допускает каких-либо
скандальных разборок, выяснения отношений. Недопустимо на
«огоньке» сведение счетов, разжигание конфликтов и обид. «Огонек»
учит «прямоте без унижений», «чуткости без лицемерия»2
. Это не
означает, что на вечернем огоньке говорят только приятную правду.
Могут сказать и неприятную, но каждый должен уметь принять неприятную
правду без агрессии и обиды. Такой опыт крайне важен
для формирования способности к взаимодействию.
1 Казакина М. Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного
формирования личности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Л., 1983. 423 с. URL:
http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibkazobr.html 2 Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: из
опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». М.: Педагогика, 1982. С. 55.

СТРАНИЦА 62.

Вечерний огонек — это коллективная рефлексия, своего рода
очищение, освобождение от напряжения. Как показывает опыт, «огонек»
становится даже потребностью во время сбора. Его ждут, мысленно
готовятся, продумывают, что стоит сказать.
«Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге
каждый видит лица и глаза своих товарищей. У круга нет конца
и нет начала — одна неразрывная цепь, по которой проходят токи
духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты»1
. Вся атмосфера
направлена на создание задушевности и искренности. Сбор
учит коллективному самоанализу, а это — бесценный опыт.
«Дисциплинирующее влияние “огонька” огромно. Каждый вечер
приходится выносить оценку общей работе, и, значит, ты должен
весь день все видеть вокруг себя, все замечать, должен добиваться
высоких результатов»2
.
Расскажи мне о себе
Такая форма общения принята на этапе знакомства. Каждый по
очереди рассказывает о себе. По сути дела, отвечает на вопрос: «Какой
Я?».
Можно помочь человеку с помощью вопросов:
Какими прилагательными ты себя можешь характеризовать?
Героем какого фильма, сказки ты себя видишь?
История, случай, который тебя больше всего характеризует?
От сидящих в кругу требуется внимательно выслушать человека.
Можно задать уточняющий вопрос.
Запрещаются:
оценочные суждения;
встречные истории (типа: «А во

Добавлена 17.11.2019 в 04:35:13

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript