Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Виперсон - ру-ли!


29.

05 апреля 2013 1832
Статья из газеты `Благовест` : Уроки Макаренко
В наше время все занимаются поисками новых методов воспитания. Но все новое - это давно забытое старое. Поэтому именно сейчас, весной 2012 года, нельзя обойти стороной юбилей известного советского педагога, так много сделавшего не только для педагогики своей страны, которую он самозабвенно любил, но и для всего мира.

125 лет назад, 13 марта 1888 года, в семье рабочего железнодорожных мастерских родился мальчик, которого впоследствии ЮНЕСКО назовет "одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке". Мальчика назвали Антоном, что можно перевести как "состязающийся". Фамилия - Макаренко.

Судьба Антона Семеновича при жизни и после смерти поистине парадоксальна: то его имя и педагогическую систему государство и общество поднимают на высоты гениальности, то сбрасывают со всех пьедесталов в пропасть небытия. На рубеже 80-90-х годов Макаренко был объявлен "тираном, страшнее Сталина"! После такого приговора несколько поколений выпускников вузов совершенно не знакомы с его системой и педагогическим наследием. Зато в ФРГ и Японии студент педагогического учебного заведения не сможет успешно сдать экзамены, если не усвоит педагогическую систему Макаренко.

Те самые "три кита" системы Макаренко - воспитание трудом, игра и воспитание коллективом - были у нас причудливо искажены. Труд состоял в том, что педагог своим малолетним преступникам доверял, и потому они с нуля построили два высокотехнологичных завода. Колонисты освоили сложнейшие технологии, успешно работали и давали качественную продукцию. Это было смело до безумия. Если немцам в системе Макаренко нравилась теория трудотерапии, то японцам - сочетание ответственности и творчества, а также круговой коллективной поруки.

Обидно, что только сейчас все это возвращается к нам в виде "корпоративных мероприятий" и "умения работать в команде", а также в виде "воспитания сотрудника путем повышения его мотивации". Дело в том, что эта система не вписывается в навязываемую нам западную модель образования, которая не принимает такой строгости, требовательности и безоговорочного подчинения даже дежурному командиру! Любил ли детей Макаренко? Любовь, в современном ее понимании, должна выражаться в виде эмоционального комфорта, она не требует жертвенного подвига. Эта любовь проявляет себя в улыбке, одобрении, ласках, похожа на вкусный десерт. А у Макаренко - это горькое спасительное лекарство, которое лечит. Ради чего Антон Семенович не спит ночами, преодолевая бессилие, читая литературу, чтобы найти новые стратегии и методы в русской педагогике? Ради самих же молодых людей, ради их спасения. Такие методы считаются сейчас не гуманными по отношению к личности. Но ведь любовь нельзя рассматривать в отрыве от мировоззрения. Идеологи либерального "гуманизма" рассматривают "права человека", "права ребенка" в отрыве от их обязанностей и долга перед родителями, друзьями, Родиной. А.С.Макаренко ставит цель: воспитать вчерашнего малолетнего преступника честным человеком, тружеником, семьянином, патриотом своей страны. Педагог верил своим воспитанникам, в их человеческое возрождение и заражал этой верой их самих. На Макаренковских педагогических чтениях в Новосибирске А.М.Егорычев, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики, определил деятельность Макаренко как "грандиозный эксперимент по гражданскому воспитаю личности, продолживший традиции КДУшинс-кого и православного философа И.А.Ильина". Этот замечательный педагог умел говорить о сложном простыми и понятными словами, а это дорогого стоит! Имеет ли его методика православные корни? Можно привести слова В.Д. Ирзабекова: "Да, если учесть, что православие - это содержание. А содержание того, чем он занимался, чему он посвятил свою жизнь, было православным абсолютно. Он любил людей, он по-христиански к ним относился, в самом правильном смысле слова... Господь как Учитель пошел на крест за своих учеников. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя. Так же всю свою жизнь поступал во всех ситуациях Антон Семенович Макаренко". А публицист В.Р.Хилтунен сравнил педагога с сапером: "... Макаренко для нас, потомков, прошел, как сапер с миноискателем, по очень извилистой и скользкой тропке. Прошел и расставил указатели: "Дорога верная, мин нет!"


Благовест (Рязань), 05.04.2013
Ольга Чепурная

Добавлена 31.05.2016 в 17:12:04

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript