Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Виперсон - ру-ли!


22.

03 декабря 2013 2145
Десять лет, которые изменили Сороса
Управление школой, 22.11.1997
[fsupr_D19971122_N44_L2005032601593062_I0089.jpg]

Джордж СОРОС: "На сегодняшний день у нас скопился двухсотлетний опыт Века Разума, и, будучи разумными людьми, мы должны признать, что у разума есть свои ограничения".

В 1987 году один из богатейших людей мира, Джордж Сорос, впервые как частное лицо приехал в Советский Союз. Вопреки опасениям друзей и коллег, с ним не случилось во время этой поездки никаких особенных неприятностей. Сорос довольно быстро сориентировался в стране и встретился с теми, кого искал. В частности, с Андреем Дмитриевичем Сахаровым, с которым обсуждал идею создания своего фонда в Советском Союзе. Сахаров всячески отговаривал Сороса, убеждая, что его деньги в конечном счете осядут в "сундуках КГБ". Десять лет спустя Джордж Сорос вновь совершил путешествие по России. Он ехал в сопровождении машин с мигалками и фоторепортеров, готовых запечатлеть каждую деталь, касающуюся знаменитого "фонда и человека", как выразилась одна из новосибирских газет. Меценат посетил Москву, Санкт-Петербург, Новгород Великий и Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Казань. Он заявил журналистам, что предпочел бы, будь на то его воля, работать с ныне действующим правительством и имеет возможность в ближайшие три года помогать ему проводить реформы. Сорос встречался с представителями этого правительства и заключил с главами ряда регионов соглашения о сотрудничестве на паритетных началах (чуть ли не в первую очередь - в области образования).

По плодам узнаете их?

Вот неполный перечень проектов - только в области образования и только самых крупных, - которые за эти десять лет были поддержаны Фондом Сороса.

1988 год Удэгейская школа (подготовка учебных пособий и видеофильма по языку, культуре и истории удэгейцев);

1989 год Молодежное аэрокосмическое общество;

1990 год Школа-сад при Государственном Русском музее, Центр патриотического воспитания молодежи (г. Коломна);

1991 год Проект "Образование для дела мира", Программа дополнительных стипендий для студентов, обучающихся за границей;

1992 год Центры гуманитарного образования в Вологде и Пензе, Проект "Мультимедиа в образовании", Юридический колледж в Москве, Журнал "Знание - сила", Исторический журнал для детей "Троя", Газета "Первое сентября", Российский экономический журнал (для преподавателей экономики средних учебных заведений), Европейский университетский центр в Санкт-Петербурге, Конкурс учебников, учебных материалов и методического обеспечения по гуманитарному образованию, Открытый конкурс "Гуманитарное образование в высшей школе", Программа трансформации общественных наук, Центр гуманитарного образования для подготовки и переподготовки преподавателей, Проект Би-Би-Си по изданию книг образовательного сериала для детей;

1993 год Журнал "Директор школы"; Программа "Лицей" в журнале "Знание - сила", Фонд философских и междисциплинарных исследований им. М. Мамардашвили, Группа "Диалог культур": подготовка и издание новых учебных материалов, Негосударственное образовательное учреждение "Русско-латинская школа", Лицей искусств (г. Тольятти), Первая Московская олимпиада школьников по экономике, Открытый конкурс "Гуманитарные науки - гуманитарному образованию", Конкурс учебников по иностранному языку, русскому языку и литературе в национальной школе, информатике и программному обеспечению гуманитарных дисциплин;

1994 год МИРОС - Московский институт развития образовательных систем, Международная программа переподготовки преподавателей педагогики и психологии, Концепция непрерывного личностного развития, образования школьников и формирования политики социальной защиты молодежи (Н. Новгород), Соросовские олимпиады по математике, физике, химии и биологии, Всероссийская олимпиада по экономике;

1995 год "Новые книги - российским школам", Утвержден список 800 соросовских аспирантов, 394 соросовских доцентов и 500 соросовских студентов, 16 соросовских конференций для учителей;

1996 год Программа по открытию университетских центров Интернета в 32 городах России, Проект "Потребительское образование в школе", Проект "Переподготовка учителей-гуманитариев" в 9 регионах России, Всероссийские олимпиады по праву, литературе и русскому языку, Международная программа "Дебаты", в которой приняли участие 700 старшеклассников и 65 учителей из 10 регионов России.

Большая часть этих проектов оказалась вполне жизнеспособной, развивается, требует новых вложений и дает свои очень даже аппетитные плоды. "Для кого?" - естественно, задастся вопросом любой нормальный, бдительный советский... простите, российский гражданин. И вообще, как-то очень благостно выглядит со стороны вся эта история работы Фонда Сороса в России. Почему-то никакой другой фонд не добился таких успехов и такой всенародной популярности. На кого работаете, господин Сорос?

Можно ли верить Соросу?

Можно. А можно и не верить. Для самого Сороса, например, это в принципе все равно. Есть такая категория людей, которым совершенно не важно, верят им или не верят, но очень нужно, чтобы за ними признавалось право на ошибку и заблуждение. Они также очень хотели бы, чтобы им было позволено считать ошибочным то, что им кажется таковым. В кругу этих людей часто произносится фраза "открытое общество".

Теория относительности не только для физиков

Термин "открытое общество" впервые появился в книге Анри Бергсона "Два источника морали и религии" (1932), однако широко употребляться стал после выхода работы Карла Поппера "Открытое общество и его враги" (1945). Поппер писал о том, что у всех тоталитарных идеологий, и у коммунизма, и у нацизма в том числе, есть одно общее свойство: они претендуют на владение абсолютной истиной. И поскольку проверить правомерность их претензий ни одному из смертных не дано, режимам приходится навязывать свою идеологию силой. Но, по мнению Поппера, может существовать и такое человеческое общество, где ни у кого нет монополии на истину и считается нормальным, что у разных людей разные взгляды и интересы. В таком обществе всеми должна осознаваться необходимость институтов, позволяющих людям с различными убеждениями и жизненными целями жить в мире. В 40-х годах, будучи студентом и уже испытав на себе прелести и нацистского, и коммунистического режимов, Сорос прочитал работу Поппера, и она потрясла его как откровение. Он много думал над идеями Бергсона и Поппера и сопоставлял их со своими практическим наблюдениями. "В социальной и политической областях мировосприятие участников в какой-то мере предопределяет действительность, - размышляет он в своей недавней статье "Новый взгляд на открытое общество". - Между мышлением и реальностью существует двусторонняя зависимость, иногда порождающая механизм обратной связи... Не знаю, верна или неверна... моя теория, но, как показал опыт, она очень мне помогла на финансовом рынке". Пережив нацистские преследования и коммунистический гнет, Сорос пришел к выводу, что для него лично основополагающей ценностью является открытое общество. "Заработав больше денег, чем мне было реально нужно, я решил основать фонд, - пишет он. - Я назвал свою организацию "Фонд открытого общества". Было это в 1979 году". Смысл термина "открытое общество" был очевиден для Сороса во времена "холодной войны": он означал систему ценностей западных демократий в противоположность коммунизму. Сегодня Сорос больше так не думает. "Должен признаться, - пишет он, - что во время революции 1989 года у меня была мечта. Я мечтал о том, что революция 1989 года положит начало всемирному открытому обществу, как революция 1789 года породила современное национальное государство. Мои надежды были сокрушены неспособностью открытых обществ Запада продемонстрировать на деле свою преданность идее всемирного открытого общества... Конец "холодной войны" вызвал совсем иную реакцию, нежели конец Второй мировой войны. Идея нового плана Маршалла даже не обсуждалась. Когда весной 1989 года я ее выдвинул на Потсдамской конференции (тогда это была еще Восточная Германия), меня буквально подняли на смех. Сначала я думал, что лидеры свободного мира просто еще не осознали, как изменился режим в Советском Союзе, но постепенно обстоятельства вынудили меня прийти к заключению, что на деле открытые общества Запада не верят в открытое общество как универсальное понятие и уж, во всяком случае, не готовы ради него идти на какие бы то ни было жертвы. В свете реакции Запада на события в Боснии этот вывод напрашивался сам собой". "При нынешнем положении вещей, - считает сегодня Сорос, - не нужно особого воображения, чтобы понять, что глобальное открытое общество, в данный момент одержавшее победу, скорее всего окажется временным явлением".

"Успех не тождествен правоте"

Так утверждает Сорос. И еще с одним утверждением он полностью согласен: "Деньги - что навоз, годятся только на то, чтобы их раскидывать". Фрэнсис Бэкон, которому принадлежит эта фраза, был, по мнению Сороса, проницательным экономистом. Ничего себе экономика, возразят многие. "Можно иметь рыночную экономику, но нельзя иметь рыночное общество", - говорит Сорос. Это, собственно, почему? Что это, позиция миллиардера-мечтателя? Но мечтатели редко становятся миллиардерами. Прислушаемся... "Между рыночными ценностями и другими, более традиционными системами ценностей идет непрерывная борьба, - пишет Сорос. - Даже на финансовых рынках участники в прошлом руководствовались так называемыми основополагающими принципами, но опыт научил их, что поведение рынка не определяется этими принципами. По мере того как доминирующее место занимают профессиональные инвесторы, стремящиеся добиться относительной эффективности, финансовые рынки становятся все более нестабильными. Это относится и к обществу в целом. Политика отделилась от основополагающих ценностей. Вероятно, в прошлом политики были ненамного лучше, чем в настоящем, но в прошлом предполагалось, по меньшей мере, что они будут хранить верность каким-то принципам независимо от последствий. Сегодня, если политики выступают в защиту идей, которые препятствуют их избранию, их списывают со счетов как любителей-неудачников. Культ успеха вытеснил веру в принципы. Общество лишилось якоря". Тем не менее Соросу кажется, что и сегодня есть страна, где может быть построено общество, не стоящее на якоре, но и не потерявшее его. То самое "открытое общество". Это Россия. Россияне слишком многого натерпелись, слишком много повидали на своем веку, чтобы понимать относительность любого успеха. И достаточно фундаментальных ценностей поменялось на памяти одного поколения. Россияне будут вынуждены искать нечто третье. Чтобы проверить свою надежду, Сорос решил провести во время своего визита в Москве и в других городах несколько экспериментов.

Открытое общество и регламент

Эксперименты получили название "Публичные дебаты "Россия и открытое общество". В Москве они проходили в Третьяковской галерее. Вообще все, что было связано с этими дебатами, выглядело очень символично, а временами приобретало даже мистический оттенок - от места проведения мероприятия до розданных на нем стаканов из-под кока-колы, в которые собравшимся предлагалось наливать российскую газированную воду "Святой источник". Перед участниками дебатов действительно предстало открытое общество в миниатюре, созданное в лабораторных условиях. В одном зале удалось мирно ужиться и свободно высказаться доброму десятку правозащитников, ратовавших, естественно, за соблюдение прав человека и призывавших к моральной ответственности интеллигенции; небезызвестному Эдуарду Лимонову, безуспешно вопрошавшему Сороса, кто за ним стоит; юному студенту, с ностальгией вспоминавшему советские времена и советских людей. Дали слово и православному священнику, призвавшему "приобретать друзей богатством неправедным", и предпринимателям Петру Авену и Марку Масарскому, которые со знанием дела рассказали присутствующим, что такое грабительский капитализм. Из правительственных чиновников, правда, никто не пришел. Но были люди из Фонда содействия ликвидации коммунальных квартир, а также представитель Аудиторской палаты России, который считает, что есть один путь к открытому обществу - всем учиться азам экономики. Тут же выступил и профессор Владлен Сироткин, упрекнувший Сороса в идеализме: "Два миллиарда долларов выбросить в такую дыру..." Педагоги тоже не отставали в дискуссии: и их самих было много, и оригинальных суждений они немало высказали. Наиболее распространенное: внедрять идею открытого общества нужно среди молодежи, потому что только их мы сможем научить тому, чему так и не научились сами... Самым педагогичным из педагогов оказался наш коллега Валерий Хилтунен, заявивший, что немножко не с теми людьми связался Сорос здесь, в России. И что он, Хилтунен, готов взять над Соросом шефство. Будущий подшефный был очень рад. Единственное, что некоторых огорчило, хотя и не испортило общего праздника, - это то, что последнему из записавшихся выступать не хватило времени. Этим докладчиком, как назло, и оказался господин Сорос Дж. Ну, так получилось: сначала полчаса микрофон чинили, потом переводчика искали, потом каждый "откусил" минутку-другую от регламента... Какой же русский станет соблюдать регламент! Пару слов Сорос, конечно, все же смог произнести - мы люди добрые... Вписываются ли результаты проведенного в зале Третьяковки эксперимента полностью в теоретические представления об открытом обществе - нам сказать трудно. Это пусть решают исследователи. Мы же, бывшие простые советские люди, сознание которых, как говорят, мистическое, мифологизированное, можем задаться вопросом: может, не зря некоторые участники еще самых первых, перестроечных партконференций и съездов народных депутатов кричали заклинание: "Регламент! Регламент!.."

Джорджу Соросу все же удалось (в другом зале) высказать то, что он думает о России и о перспективах возникновения именно в этой стране открытого общества. Читатели "Управления школой" смогут подробно познакомиться с его точкой зрения в следующем номере газеты.

Постоянный адрес документа:
http://search.integrum.ru/ArtefactDocument.aspx?sourceId=3314&url=fsupr_D19971122_N44_L2005032601593062_A000.htm
Персоны (1)

Добавлена 31.05.2016 в 17:03:09

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript