Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5168) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Новости > «Левиафан» и «Племя» — мрачные картины России и Украины


«Левиафан» и «Племя» — мрачные картины России и Украины

Кто посмотрит, включайтесь в конкурс на лучшие вопросы создателю картины, номинированной от России на "Оскар". Встреча не исключена.=УЗ.


("RUE89", Франция)
Оливье Де Брюиэн (Olivier De Bruyn)
Кадр из фильма "Левиафан"
© "Нон-стоп продакшн"
Контекст
24/05/2014Канны-2014: «Левиафан» — новый российский шедевр ("The Guardian", Великобритания)
12/09/2005Левиафан ("El Pais", Испания)
23/05/2014Украинский фильм «Племя» получил главный приз каннской Недели кинокритиков ("Русская служба RFI", Франция)

Комментарии:33
28/09/2014

Слева — «Левиафан» российского режиссера Андрея Звягинцева, сильный фильм о политической коррупции в России и нескольких персонажах, которые поддаются своим самым что ни на есть первобытным инстинктам.

Справа — «Племя» его украинского коллеги Мирослава Слабошпицкого, фильм о сообществе глухонемых, который был снят на языке жестов и повествует о суровых реалиях в Киеве и его окрестностях.

В конечном итоге обе этих впечатляющих картины рассказывают о положении дел в двух государствах, которые сегодня находятся в самом центре безрадостных новостей.

«Левиафан»: Россия — оставленная Богом земля

Маленький городок на севере России. Главный герой Николай живет в этих пустынных местах в большом доме вместе с сыном и второй женой Лилей.

Когда мэр города (отвратительный мафиозный «царек») грозит ему выселением, он обращается за помощью к своему московскому другу, профессиональному адвокату. Вместе они выступают против местных инстанций, политиков и правоохранительных органов без особых надежд на победу.

Россия, оставленная Богом земля… Диковатые и суровые персонажи, которые находятся в вечной депрессии и с самого утра стаканами хлещут водку, помогают Андрею Звягинцеву смешать воедино яростную комедию с экзистенциональной драмой (центральное место в фильме занимает болезненная история адюльтера). Он представляет зрителю выбившееся из сил сообщество, у которого больше нет веры ни во что, за исключением, быть может, только первобытного насилия.

С «Левиафаном» Звягинцев («Возвращение», «Елена»), один из немногих российских режиссеров, которым удалось привлечь к себе внимание в России за последние годы, преследует сразу несколько целей: это одновременно и политическая критика (настоящий валун в огород нынешнего российского режима с его повальной коррупцией), и исполненное тревоги рассуждение на тему зла, и проблематика отношений с государством (название фильма перекликается с библейской тематикой и политическими рассуждениями Томаса Гоббса).

Вот, что говорит об истоках картины сам режиссер:

«Переводчица рассказала происшедшую в Колорадо историю про Марвина Джона Химейера, у которого цементный завод решил выкупить его мастерскую — место его обитания. Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда завод попросту огородил его забором. Тогда, отчаявшись, он взял бульдозер, буквально запаял в нем себя заживо броней, снес все заводские здания и покончил с собой. (…) История о столкновении человека и властей имущих оказалась универсальной. Мне даже было странно, что такой сюжет, как в Колорадо, еще не использовали в кино. (…) Возникла параллель с книгой британского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафан, по Гоббсу, — не просто библейское чудище, но и некая мощь, способная согнуть и уничтожить человека. Это для Гоббса и есть образ государства. Созданное людьми, чтобы им служить, оно становится монстром, ненасытным и всепожирающим. И тогда начинается война всех против всех… Теперь уже было ясно, что нужно делать современную историю. Совершенно новую, другую, на российском материале».

Резкая критика российского общества

Причем по России режиссер проходится весьма и весьма жестко. Почему Николай так упрямится? Какую роль играет его друг-адвокат? Какие мрачные тайны связаны с его супругой? Каким архаическим правилам следуют персонажи, которые в часы пьяного помутнения устраивают дикую охоту или стрельбу по мишеням? Причем вместо этих самых мишеней у них, что немаловажно, портреты лидеров покойного СССР и новой России.

Он описывает свою страну предельно жестоко и без намека на сострадание, однако не забывает и про юмор:

«Это очень реалистическая история, и юмор возник не потому, что была такая установка, — просто так устроен человек, так он живет. Иностранная аудитория, не знакомая с нашими реалиями, тем не менее, реагировала очень живо — и я этому рад. И уж если пошли параллели с алкоголем, то вино, как знают во Франции, надо разбавить водой — без юмора получится слишком уж трагично».

Наилучшим образом представленные прекрасные пейзажи и проницательный взгляд на нравственный кризис главных действующих лиц помогают «Левиафану» вовлечь зрителя в свою хитро сплетенную историю, внешнюю красоту и резкую критику российской действительности.

Но как такой фильм мог появиться в стране Владимира Путина? На последнем Каннском фестивале (там фильм получил приз за лучший сценарий) режиссер сказал по этому поводу следующее:

«Когда я показал фильм российскому Министру культуры, он сказал: «Да ладно тебе! В России столько не пьют!» Но как еще персонаж Николая мог бы выбраться из ужаса, который окружал его? Если серьезно, я горжусь, что наш фильм получил финансовую поддержку со стороны российского правительства, и что мы можем найти общий язык. Я твердо намереваюсь остаться в моей стране и продолжать снимать фильмы».

«Племя»: пугающий рассказ об Украине

Если в «Левиафане» все же есть доля юмора, то при просмотре «Племени» украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого улыбнуться будет намного сложнее.

Глухонемой подросток Сергей поступает в специализированный киевский интернат, где живет с другими мальчиками и девочками с такими же ограниченными возможностями. Очень быстро он становится жертвой унизительных выходок сверстников и постепенно учится быть таким же жестоким, как они. Для него это становится единственной возможностью выжить.

«Племя» было снято на языке жестов с участием актеров-любителей и, по счастью, не ударяется в показную зрелищность.

Сильная и тревожная картина

За 2 часа 15 минут Мирослав Слабошпицкий представляет зрителю тревожный и пугающий рассказ об окончательно потерявшем веру сообществе, а также описывает страну, которую разъедают коррупция, насилие и одержимость жаждой наживы.

Контрабанда с участием мафии и полиции, проституция, шантаж — там происходит все, а фильм (жестокая история становления подростка) представляет собой едкий портрет современных украинских реалий. Режиссер снял «Племя» еще до народного восстания и событий на Майдане.

«Племя» можно рассматривать как метафору общественно-политической системы Украины, тех самых реалий, против которых поднялся народ в прошлом году», — объясняет режиссер.

Несмотря на некоторую склонность к нуару (ужасающая сцена аборта, думаю, заставит много говорить о себе), «Племя» оставляет одно из сильнейших впечатлений среди всего, что выходило на большом экране за последнее время.

Оригинал публикации: «Léviathan», «The Tribe» : la Russie et l’Ukraine à bout de souffle
Опубликовано: 23/09/2014


http://inosmi.ru/world/20140928/223289341.html

Добавлена 30.04.2024 в 02:27:41

Обсудить на форуме | Письмо авторам



Последние новости:
 

  Новости после долгого перерыва

  Калмыки приглашают на Тибет

  77-й (!!!) слёт куста "РЕКС"

  Фонд Кудрина взывает к журналистам


  Все новости >



Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Кто посмотрит, включайтесь в конкурс на лучшие вопросы создателю картины, номинированной  от России на



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript