Кряшены
Коммент.=УЗ.
С IX - X веков значительная часть булгар (которых большинство современных татар считает своими предками) стала исповедовать ислам. Однако население региона постоянно испытывало и влияние христианства. Существование в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам. Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар мусульманской и христианской общин в 1230 году. Активным проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий. Его проповеди приводили в ярость мусульман, и однажды они расправились с земляком-кяфиром.
Булгарские христиане подчинялись тогда Владимирской епархии. По причине хороших торговых отношений между Владимиром и Булгаром инцидент быстро замяли. Авраамий был зачислен в мученики.
После завоевания Казани Иваном Грозным (1552 г.) и присоединения Волго-Камского региона к России в крае стало активно насаждаться христианство. Делалось это достаточно жестко. И ненависть к землякам, исповедовавшим одну и ту же религию с захватчиками, а также к новокрещенным татарам усиливалась.
Сельские общинники кряшены и новокрещенные татары, не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Например, все так же пользовались арабской графикой. В культурном отношении они были ограничены рамками своей общины, традициями, основанными на симбиозе тюркских и финно-угорских обычаев. Возможно, поэтому у кряшен до сих пор сохранились некоторые древние языческие обряды.
До 1926 года на территории современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и собственные храмы. Потом началась сталинская национальная политика - кряшены были причислены к татарам по "принципу схожести языков".
http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=4008
Обсудить на форуме |
Письмо авторам
|