А в России школы проектировали те же пои
Готовимся к продолжению этого спора-разговора, начатого подошедшим к Хвару после его выступления в Сан-Хаусе у Павловского тогдашним министром Фурсенко (подробности на хваРеале).=УЗ.
ТЕХНОЛОГИИПЕДАГОГИКАБУДУЩЕЕГЕРОИ
ДИЗАЙН ШКОЛЫ: ФИНСКИЙ ОПЫТ
ОПУБЛИКОВАНО: 14.05.2015
Давно известно, что финские школы – одни из лучших в мире. Архитектура и дизайн играют в этом не последнюю роль. Можем ли мы что-то перенять из финского опыта, чтобы изменить пространство российских школ к лучшему? В конце апреля прошла дискуссия, собравшая выдающихся педагогов и архитекторов – Edutainme делятся презентациями и выводами.
МИККО СУММАНЕН, ОСНОВАТЕЛЬ ФИНСКОГО БЮРО K2S ARCHITECTS
Школа как город, со своей площадью, улицами и частными, приватными зонами. Уместно вписана в ландшафт. Построена с использованием простых природных материалов. Предельно простая, функциональная среда. Финский архитектор Микко Суманен построил известную финскую школу Enter, а сейчас управляет архитектурным бюро K2S Architects. Прежде чем приступить к проектированию здания, архитектор проводит десятки воркшопов со всеми заинтересованными: учителями, родителями, детьми, жителями ближайших районов.
МАРК САРТАН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «УМНАЯ ШКОЛА»
Многое из финского опыта мы можем перенять уже сейчас – уверен директор «Умной школы» Марк Сартан, съездивший в экспедицию по школам Финляндии. Главный принцип – разнообразие и соразмерность, то есть, никаких типовых зданий и классов. Помимо этого, школа должна быть проницаемой и прозрачной, делиться на разные функциональные зоны, легко трансформироваться, предоставлять пространство для творчества и вписываться в окружающую среду.
НАДЕЖДА ФРОЛОВА, ХОРОШЕВСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ (ХОРОШКОЛА)
Как построить яркую и нестандартную школу в России? Хорошевская прогимназия – ответ на этот вопрос. Школу проектировала команда архитекторов компании «Крост» при участии норвежского бюро 70ºN arkitektur as. Получилось впечатляюще: фасад с панорамным озеленением, большой крытый двор с газоном и деревьями, напольное покрытие с игровыми элементами, разноцветные скамейки. На стенах - картины и рисунки, принадлежащие кисти как профессиональных художников, так и обычных мальчиков и девочек - а не только лучших учеников, как это принято. Вдобавок к этому: бассейн, скалодром, планетарий, зал 3D-физкультуры и велопарковка.
БАРСУКОВА ЕКАТЕРИНА, МАРХИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Московский Архитектурный институт, при участии МГТУ им. Н. Э. Баумана, провел масштабное исследование школьной среды в Москве. С августа по декабрь 2014 года было опрошено более 600 участников, в 30 школах: учителя, руководители, сотрудники школ, школьники и родители. Результаты – со статистикой и иллюстрациями – требуют подробного и внимательного изучения. Часть материалов опубликована на сайте исследования .
ЕЛЕНА ИВАНОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУР ИНСТИТУТА СИСТЕМНЫХ ПРОЕКТОВ ГБОУ ВО МГПУ (МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Нужно признать, что сегодня дизайн школы – это прерогатива директора, и строит он среду, полагаясь на свой вкус и стиль. Несмотря на все жалобы о невозможности менять пространство школы, есть точно три направления, где изменения горячо приветствуются и вполне возможны. Это холлы и коридоры, школьные музеи, а также библиотеки. Они больше не могут существовать в том виде, что есть сейчас – пришла пора наполнить их новыми функциями и придать новую форму.
Дизайн школ в Финляндии и России: 8 выводов
Педагогика, образ мышления ученика и учителя – всегда на первом месте. Но школьная среда, очевидно, помогает сделать обучение более увлекательным и эффективным.
Интерьер школы – такой же педагогический инструмент, как указка, карта или глобус. Стены, пол, потолок, свет, материал из которого изготовлена лестница – все это также участвует в образовательном процессе, ежедневно меняет его и трансформирует.
В Финляндии школы проектируют самые сильные архитектурные бюро. В России интерес к созданию школьных пространств со стороны архитекторов пока неочевиден. Может быть, поэтому почти все нестандартные школьные проекты Москвы выполнены силами иностранных архитекторов?
Интерьер школы не должен быть ярким. Яркость и цвет добавят в него сами дети.
Директор школы – главный инициатор всех ключевых изменений школьной среды, а иногда и ее дизайнер. От эстетического вкуса директора часто зависит облик школы, и это не всегда к лучшему.
В Москве много людей, занятых изменением школьной среды. Хорошо, если все участники этого процесса наконец-то встретятся: директора школ, преподаватели, родители, архитекторы, академические институты, власти, медиа.
Мы ищем готовых решений: построил идеальную школу и живешь в ней. Но идеальная школа – это не цветная мебель и картины на стенах. Школьный интерьер живой: он должен меняться. Не нужно на стенах рисовать жирафов – нужно придумать удобные стены, на которых жирафы сами появятся.
Дискуссия «Архитектура и дизайн школы. Финский опыт» прошла 29 апреля. Организаторы: компания Martela, при поддержке компании «Умная школа» и Посольства Финляндии в России.
Елена Аралова
(Кстати, не очевидно, что даже самые продвинутые финские архитекторы знакомы с уникальным опытом Текоса, где практически все здания учебного городка были построены и оформлены самими детьми. Может, стоит туда направить пресс-тур с участием российских и зарубежных дизайнеров? ДПМ).
Обсудить на форуме |
Письмо авторам
|