Левее центра
цель педагогики вообще, выражаясь тризовским языком, - это выделение детей из взрослой жизни и подготовка их вхождения со временем в эту самую жизнь. Иными словами, ребёнок, изолируясь от жизни общества, оказывается в искусственной среде, словно в барокамере. Но в барокамеру поступает всё необходимое: воздух, вода, витамины. Аналогично и в педагогике – должна быть компенсирована связь ребёнка с обществом. А обеспечить эти компенсационные связи по мере взросления ребёнка и призвана педагогика. Однако история показывает, что взаимодействия между реальной жизнью и детским миром либо не существовало вообще (этакая идеализация всего и вся), либо полностью подавляло личность ребёнка, обрушившись на неокрепшее сознание всей мощью своих проблем.
Новая творческая педагогика должна строиться на принципиальной посылке: «учение должно быть радостью». Как этого достичь? Как сделать процесс обучения и воспитания увлекательным? Прежде всего, необходимо заинтересовать ребёнка, а если понадобится, опуститься до уровня его сознания. Детская заинтересованность проявляется главным образом через игру, сказки, фантастические истории. Решая сказочные и фантастические задачи, дети автоматически переносят своих героев в реальную действительность, тем самым, обеспечивая свою связь с настоящей жизнью. На первый взгляд кажется, что ребёнок обходится без посредников. Идеальность – одно из основных положений теории решения изобретательских задач, проявляется в том, что функция обучения в данном случае есть, а объекта, выполняющего эту функцию, не существует. Но ведь роль настоящего педагога, взрослого заключается именно в том, чтобы направлять деятельность ребёнка в нужное русло.
ТРИЗ учит детей видеть и выявлять противоречия (именно поэтому её часто называют прикладной диалектикой), существующие везде и во всём. В любом явлении ребёнок различает положительные и отрицательные качества. В нашем современном мире, сотканном из всевозможных противоречий, трудно сориентироваться, тем более ребёнку. Вот и получается, что, выходя из стен детского сада, а затем и школы, человек окунается в жизнь, которая даже отдалённо не напоминает той идиллии, которой его учили. И это неудивительно, так как в своё время ребёнка не научили мыслить творчески, неординарно решать свои насущные проблемы. А ведь сознание ребёнка, подобное по определению древних «чистой доске», генерирует любые даже самые неосуществимые идеи. И в этом преимущество детского ума! Нужно постараться сделать так, чтобы и в более старшем возрасте ребёнок не боялся отбросить все накопленные знания и попытался решить проблему, вставшую перед ним, совсем иным путём, то есть творчески.
В. Ф. Богат
Учитесь у своих детей
http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1048&binn_rubrik_pl_articles=77
Письмо авторам
|