Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Статьи > Архив. Газеты. Журналы. 1996-2005 (дубль?)


ЛГ. Рябинин

Источник: Литературная газета, Москва
Дата выпуска: 24.03.1999
Номер выпуска: 12
Автор: Валерий ХИЛТУНЕН Ирина МАКЕЕВА
Заглавие: В ЭТОЙ ЯМЕ - СЕКРЕТЫ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
 АРХЕОЛОГ РЯБИНИН ПОДАРИЛ РОССИИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ИСТОРИИ
Вкратце суть такова. Доктор наук совершил археологическое открытие, к
которому шел всю свою жизнь. Ковыряясь в окрестностях Старой Ладоги -
первой столицы русского государства, - он обнаружил развалины каменной
крепости, стоявшей на берегу Волхова, еще ЗА СТО ЛЕТ до прихода сюда
дружины Рюрика. Каменные крепости не могут сооружать дикие орды первобытных
оборванцев в звериных шкурах, тут нужны и архитектурное мастерство, и
сносный менеджмент. А раз так, то Рюриковичи могут прикусить язык - их
гордыня по поводу исключительных заслуг именно их прапрапрадедушки в деле
первосозидания РФ не очень убедительна.
В Старой Ладоге копают очень давно. Земля эта - одна из главных
археологических сокровищниц планеты. Так говорит Рябинин, и я ему склонен
верить - он ведь не журналист какой-нибудь, к гиперболам склонный. Если бы
здешнее пространство не сулило открытий мирового класса, чего бы Рябинину
сидеть тут в промозглой нищете своей, когда с его-то квалификацией да
удачливостью заведовать бы ему кафедрой северных народов в каком-нибудь
канадском или норвежском университете. Той зарплаты, которую бы он получал
ТАМ за неделю, как раз и хватило бы на финансирование всего летнего сезона.
А тут денег нет. Рябинин, конечно, человек мирный. Но все же я боюсь, как
бы не было беды, если вдруг на Яму его покусятся -либо дикие кладоискатели,
-либо даже титулованные, но зарубежные археологи. Я представляю себя на его
месте - всю жизнь человек мечтал о своем открытии, километры напрасных
траншей прокопал, и вот на тебе. С распадом застойного СССР, бывшего, что
ни говори, самой великой археологической державой планеты, наступили для
Рябинина и его коллег времена непристойные...
Развалины каменной стены, которую обнаружил Рябинин, утыканы стрелами
скорее всего скандинавского происхождения.
Следов материальной культуры осталось не бог весть сколько, так что мы, в
общем, немногое можем сказать об уникальном историческом феномене -
достаточно мирном проникновении одной мощной цивилизации - славянской - в
кристаллическую решетку другой, аборигенной. Австралийцы постреляли к
чертовой матери бушменов, американцы и испанцы практически свели на нет
индейцев, не оставив им шанса проявить себя в истории в качестве строителей
городов и стран. О бесшабашной удали русских богатырей мы знаем не только
по былинам. Но и "уральцы", возможно, были не менее воинственны, чем
могикане или семинолы, раз им хватало прыти атаковать каменную крепость,
нахально воздвигнутую завоевателями на земле предков.
НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ СПУСТЯ
Петр Великий, кстати, начнет городить свой Город именно здесь - будто
кто-то ему шепнет, что самая первая столица Руси была здесь, в
Ленинградской области, на расстоянии пригородной электрички от
Санкт-Петербурга, если говорить современным языком. Петр начал громоздить
дворцы и хоромины на территории, в тот год формально еще принадлежавшей
шведской короне. Корона-то была шведской, но жили-то тут по-прежнему все те
же "уральцы", и кто знает, во что бы вылилась эта петровская стройка века,
если бы аборигены вновь не проявили удивительного равнодушия по поводу
второго пришествия славян на их землю.
Шведов - боялись... Русских - нет. До сих пор под Тверью живет едва ли не
больше карел, чем в самой Карелии. Еще в 1612 году целое уральское племя,
чтобы не попасть под власть шведского короля, убежало с берегов Ладоги
почему-то не на пустынно-независимый Север, который был в двух шагах, а
прямиком под руку русских царей, куда, кстати, и тащиться нужно было вовсе
не меньше...
По сути, славяно-уральские отношения испортились лишь в нынешнем веке, да и
то не сразу, а в ходе странной войны 1939 - 1940 годов, в которой никто не
выиграл. Финляндия потеряла чуть ли не половину всех своих посевных
площадей, а Россия получила геморрой в виде большой северной Сахары, откуда
убежали ВСЕ обитатели. Это трудно представить, но в 1944 году на севере
Европы действительно образовалась пустыня - русские войска шли по деревням,
покинутым СТА процентами жителей. Репрессии конца тридцатых, когда в
Петрозаводске расстреливали за исполнение финских песен, великое
переселении тысяч ингерманландцев из-под Ленинграда на Енисей, а то и на
Таймыр, где их в буквальном смысле этого слова сбрасывали с барж прямо в
снег - выживай как хочешь, вконец ДОБИЛИ славяно-уральскую дружбу. Третья
волна славян - после рюриковской и петровской - была уже совсем другой.
После второй мировой на Ладогу по указанию Сталина привезли десятки тысяч
белорусов, которых и вселили в опустевшие финские хутора и городки.
Пустым был и остров Валаам, хотя до прихода Красной Армии там жили вполне
русские монахи, сторожившие главные святыни развалившейся империи. Монахи
успели убежать - на санях по замерзшей Ладоге в глубь Финляндии. Лошадиные
копыта цокали по льду, иконы дребезжали, угрюмые финны встречали этот
странный обоз с пониманием, хотя их лютеранские сердца и были равнодушными
к православным иконам. Но это ведь были не танки.
Этот экскурс в недавнюю историю пригодится нам для того, чтобы осознать две
истины. Одну - печальную. Как бы ни открещивались финны от бывшего куска
своей родины, как бы ни заверяли, что итоги второй мировой не подлежат
пересмотру, в глубине их загадочных душ не могут не таиться обида и
недоумение... Как минимум каждый десятый житель Финляндии - это, по сути,
беженец с Приладожья. Вторая истина - оптимистическая. О ней вновь напомнил
нам археолог Рябинин. Славяно-уральские отношения по природе своей
УНИКАЛЬНЫ, опыт этого многовекового добрососедства практически не имеет
аналогов во всей истории человечества. Это дорогого стоит и для русского, и
для финна - знать, что являешься сыном двух уникальных народов, сумевших не
терзать друг друга своими особенностями, а по-соседски поделиться своей
самобытностью ради преумножения жизненной силы...
Вполне вероятно, крепость на Ладоге заставит пересмотреть и привычные
представления о том, кто такие были викинги (норманны, варяги). Второй,
третий, четвертый сыновья малоземельного скандинавского рода, чтобы не
дробить скудное поместье отца, действительно отправлялись в поисках лучшей
доли на все четыре стороны. Часть из них сбивалась в вооруженные дружины,
наводившие ужас на Англию и Париж, но была, видимо, и другая, не менее
многочисленная прослойка молодых скандинавов, уходившая на Восток и мирно
оседавшая среди славяноуральского люда по берегам Ладоги, Волхова и южнее,
по всей трассе великого пути из варяг в греки.
Возможно, Рябинин докажет, что в той каменной крепости мирно уживались
ремесленники, таможенники, врачи и учителя
уральско-славянско-скандинавского происхождения, это будет красивым
подарком от российской археологии сразу многим народам накануне 2000 года.
Стрелы, кстати, вполне могут оказаться варяжскими - и это докажет лишь то,
что те викинги, что осели среди аборигенов и мирно уживались с ними, в
случае нападения с моря рука об руку с новыми соседями сражались против
представителей "бандитской" части своего же собственного народа!
Согласимся, что если все это так, то может сильно измениться тональность
нашего разговора о патриотизме, о воинственных и трудолюбивых нациях. А не
взять ли нам, братия, наконец, пример с наших древних предков, которые
вполне четко понимали, что "ЧУЖИХ" мастеров надо уважать значительно
больше, чем "СВОИХ" бандитов?
Большой пожар случился в Старой Ладоге примерно в 867 году. Так полагает
Рябинин, чуть сдвигая по ленте времени знаменитые события, отнесенные
летописцами к 862 году и связанные с приходом дружины Рюрика на Русь. Пожар
и впрямь свидетельствует о какой-то серьезной заварушке, сваре, возможно, о
том, что на какое-то время банде "пришлых", бродячих викингов удалось
одержать верх над интернациональным сообществом Города. В 1862 году в
Новгороде Великом по указу императора Александра Второго был воздвигнут
монумент, посвященный 1000-летию России. Император, ясное дело, с Рябининым
и его Ямой знаком не был, а то бы он, наверное, не был столь категоричен в
установлении дня рождения державы.
Впрочем, пусть себе. Если Рюриковичам угодно считать, что вся русская земля
произросла именно из маленькой банды северных разбойников, а до них тут
никого и ничего не интересного не происходило, я не стану возражать...
Нечто разбойничье в русском характере, несомненно, имеет место быть. Но я
видел бандитов даже в тихом Люксембурге, как и мастеровых людей в Чечне.
Если честно, то мне было бы любопытнее посидеть рядом с кузнецом, жрецом
или даже самогонщиком в Старой Ладоге, которые что-то там такое интересное
паяли, варили, заклинали уже за сто лет до появления в здешних местах
очередной шайки поджигателей. Я бы хотел числить и себя, и своих внуков по
тому трудовому и творческому ведомству, не особенно даже разбираясь, какого
роду-племени были эти мастера. Самые большие мастера, как и самые крупные
бандиты, увы, принадлежат всему человечеству...
Рябинин нашел ЧТО-ТО вроде древнего пинцета с изображением прищурившегося
Бога. Или тут надо писать с маленькой буквы - богов было много, а этот,
самый любопытный, пошел за мудростью, которую, как водится, охраняло
коварное чудовище, которое сказало, что мудрость нынче недешева и надо бы
заплатить... собственным глазом. Кстати, это был еще общий
славяно-германский языческий бог, только он у наших предков выступал под
другим псевдонимом. Но у славян, судя по всему, эта тяга к истинным вещам
осталась более напряженной - вот и ходит Россия чуть перекошенная, зато
любопытная. Мы в то время еще в одно верили, кажется, хорошо понимали друг
друга. Всего-то и нужно было, что слов пятьсот - а они были общими.
...Я сижу в питерской квартире Рябининых. Коммуналка, само собой. На столе,
куда денешься, черепки, которые еще помнят тепло рук безымянного гончара,
то ли еще сожженного на корабле по погребальному обычаю древних
скандинавов, то ли уже положенного в гроб, лишь чуть-чуть напоминающий
старинную ладью, приплывшую под очень маленький, но все-таки курган. Это у
нас от предков - и гроб-ладья, и холмик-курган. Только вот не останется
никаких черепков от горшков, которые мы лепили и обжигали. Чего вообще от
нас, грешных, останется? "Мерседесы" ведь быстро истлеют...
Евгений Александрович Рябинин уже оправдал свое пребывание на земле. Он
постоял за честь профессии. Если вдуматься, то у мировой археологии как бы
и нет безупречного символа. Шлиман, раскопавший Трою, что ни говори, был
всего лишь самоучкой, много чего, кстати, там, в Трое, и погубившим по
неразумению. Тура Хейердала археологом можно назвать лишь с большой
натяжкой - даже сравнить нельзя, сколько земли перелопатили да мягкой
кисточкой прошерстили доктор Рябинин и великий норвежский путешественник...
Может, мой брат-коллега-щелкопер виноват, плохо пропагандирующий романтику
раскопа, но современные мальчишки в археологов не играют, а имен великих
землекопов не знают даже вполне образованные взрослые. Я бы хотел, чтобы
фамилию РЯБИНИН мы все-таки выучили. А вдруг да и впрямь именно в этой его
Яме таится модель человечьего сосуществования, которая и сгодится нам на
все оставшиеся тысячелетия?

Добавлена 14.10.2008 в 19:17:47

Письмо авторам



Последние статьи:
  "Отдых в России"

  "Семейное образование". журнал

  113.

  112.

  111.

  110.

  109.

  108.

  107.

  106.


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript