ЛГ. Слушай, парламент!
Источник: Литературная газета, Москва Дата выпуска: 04.02.1998 Номер выпуска: 5 Автор: Валерий ХИЛТУНЕН Заглавие: Слушай, парламент... Судьба российской школы - в ненадежных руках ДЛЯ парламентских чтений по поводу судьбы российской школы, ясное дело, выбрали здание МГУ на бывших Воробьевых, потом Ленинских, а теперь вновь Воробьевых. Где еще и собираться бедным учителям, как не на горе, - ждать, когда рак свистнет после дождичка в четверг. Было скучно и душно. Много лет назад бывал я частенько на заседаниях президиума Академии педагогических наук, там примерно так же тоскливо было. Единственное незабываемое воспоминание - крик души старика Столетова, в юности боровшегося с генетикой, а потому, видимо, решившего на склоне лет стать особенно ярым, отчаянным либералом. Всеволод Николаевич клевал себе носом, слушая какую-то очередную ахинею, которую принесли ему на подпись сорок тысяч кандидатов, а потом как заорет: "Не могу молчать, не буду ничего подписывать - жизнь коротка, а потомки злопамятны, а ну как они спросят, что это за идиоты составляли эти самые программы, кинутся искать, а тут МОЯ подпись!" И еще он сказал, что пока ему внятно не объяснят, ЗАЧЕМ нужна в наше время школа, то и не станет он решать никаких частных вопросов. Более никаких у меня воспоминаний от той эпохи нет. Впрочем, академия наша благополучно откинула тапочки, что общество наше не очень-то и заметило за другими своими заботами. Мы оказались перед лицом новых проблем дураки дураками, хотя и кормили-поили сорок тысяч кандидатов, чтобы они хоть что-то внятное нам сказали по поводу неистребимой наркомании, какого-то тотально растущего озверения подростков, а теперь уже и малых детей. Покачался я на сломанном кресле (а никаких других рядом и не стояло), послушал призывы радикалов - БАСТОВАТЬ всем миром, КАЖДУЮ лекцию в университете начинать минутой молчания в память голодающих коллег-педагогов Приморья, всплакнул (честно!) над этой убогой безысходностью да и пошел своей дорогой - все это было мимо денег, мимо смысла, мимо детей. Я бы даже сказал, что передо мной был театр то ли абсурда, то ли ужаса, но на театр это не тянуло, тем более что БОЛЬШАЯ часть всех стульев в обедневшем МГУ уже и не годилась на гордое звание академической мебели - так себе, рухлядь, на которой не то что Нобелевскую высидишь, а разве что мозоль и горькие слезы по поводу тех, кто это все так устроил. Я даже и не знаю, на чем именно сидит наш малозаметный министр образования, но тоже явно не на королевском троне. Он ему явно и не по плечу, и не по другим оконечностям телаг Иногда я думаю, что вовсе не из тех сфер мы рекрутируем своих министров. Надо искать среди УСПЕШНЫХ и предприимчивых людей, умеющих поднять соратников на дело, вовремя расплатиться с ними, а если требуется - то и кулаком стукнуть, по столу или по морде. А поскольку самыми успешными людьми в России являются бандиты, то, стало быть, и стоящего министра образования нужно искать именно в их среде. Хуже, чем есть, они не сделают, право дело. А за честь своего министерства постоять сумеют. Бандит - особливо ежели он еще и умен - о собственном достоинстве верное понятие имеет. И грабить свое ведомство никому не даст. И пошел я оттуда, с парламентских этих слушаний, куда глаза мои глядели. А глядели они на памятник Ломоносову, который, в свою очередь, поглядывал на огромный пустырь (там когда-то собирались строить новый студенческий супер-город), огороженный кривым забором, на котором свежий ветер с соседней помойки шелестел обрывком призыва "г КВА!", оставшегося еще со времен московского юбилея. Не самый плохой, кстати, лозунг, очень полезный как для парламентариев, так и для министров. Я в одной командировке видел и еще более точный призыв для деятелей народного образования: на здании средней, очень средней школы выстроились в ряд буквы, составлявшие здравицу: "Слава Великому О!" Там раньше, в эпоху застоя, было написано про октябрь, но потом часть букв пооблетела за ветхостью (кого-то из начальства, говорят, даже чуть-чуть зашибло), а денег на окончательное сведение счетов с прошлым не оказалось ни у этой школы, ни у всей нашей Школы - ни начальной, ни высшей. Вот и живем мы в эпоху великого, абсолютного, круглого НУЛЯ. Мы даже не рабы - рабы немы, но все-таки чего-то там возводят. Хоть какие-то молчаливые и гордые пирамиды после них остаются. А после нас-то что? После нас - потоп.
Письмо авторам
|